Взгляд на профессию изнутри

Профессия пиарщик: как создать полезный пул связей

Автор: Зарина Идрисова, PR-менеджер BAKERS
Сегодня каждый знает, что такое PR. В необходимости связей с общественностью не сомневается сейчас никто: ни компании, ни публичные персоны. Но если задать конкретный вопрос, что же входит в обязанности pr-специалиста, то чаще всего в ответ можно услышать нечто расплывчатое о рекламе и продвижении… Так чем же занимается pr-менеджер и как стать максимально эффективным в выбранной профессии?
Незнание основ профессии приводит к тому, что компании начинают искать неких неведомых «звезд» пиара, не сопоставляя функционал будущего специалиста с целями и задачами своих проектов. Требования к PR-специалисту кочуют из описания одной вакансии в другую почти без изменений. В итоге недовольными остаются все: и работодатель, и сотрудник. Компания, потому что не знает, что делать с той самой звездой пиара, а пиарщик, потому что не может реализовать свой потенциал.
Какая основная компетенция пиарщика?
«Пиарщик— это специалист по связям с общественностью», — подсказывает всезнающий Google. Звучит туманно и слишком длинно… Давайте обратимся к реалиям: специалист по пиару может работать в бизнес-сегменте, шоу-бизнесе, политике. Хотя в последнем случае называть его будут скорее политтехнологом. При этом важно понимать, что часто пиарщику не обязательно быть сотрудником той или иной компании, он может работать в агентстве и представлять интересы сразу нескольких организаций, или работать на себя и предлагать услуги на проектной основе.

Обыватель чаще всего ассоциирует пиарщика с человеком, который уполномочен давать комментарии от лица руководителя. Несмотря на то, что контакты с прессой и СМИ — лишь малая часть работы PR-специалиста. Кстати, и работу пиарщика в большинстве случаев оценивают именно по количеству упоминаний в прессе.

В том же исследовании от HH.ru упоминается, что профессия PR-специалиста уже сейчас крайне многофункциональна, а в ближайшем будущем эта тенденция только усилится.

На практике пиарщик может писать пресс-релизы, придумывать инфоповоды, создавать контент и даже вести социальные сети и составлять контент-планы. А может, и нет. Ведь в этой профессии все зависит от конкретного проекта и функционала, который берет на себя специалист. Самой важной, на мой взгляд, остается одна компетенция — умение общаться.

Ведь пиарщик работает со всеми каналами коммуникации компании или публичной персоны. Это могут быть СМИ, блоги, сторонние площадки в онлайне и офлайне. Поэтому, когда меня спрашивают, чем же именно занимается пиарщик, я даю весьма простой и исчерпывающий ответ. Это человек, который прежде всего умеет договариваться. На встречах, по телефону, в переписках по почте и в мессенджерах… Главное — договориться о желаемом: добиться о публикации в ТОП-СМИ или спикерстве на отраслевом форуме, достать билет на крупное мероприятие с селебрити или организовать съемки в клипе. Разберем на примерах?

Допустим, вы решили заниматься продвижением артиста. Вашей главной задачей будет организовать появление начинающей звезды на публике. А точнее, договориться, чтобы вашего талантливого клиента ХОТЕЛИ везде видеть.

Это вытекает в необходимость иметь нужные знакомства и всегда быть открытым для того, чтобы завести новые. Благо на сегодняшний день, большинство готовы расширять границы взаимодействия и создавать совместные коллаборации, заключать партнерские договоры. Правда, для этого нужно четко понимать, что вы можете дать для win-win?

Можете ли вы предоставить сертификаты или продукцию для гостей мероприятия? Отлично. Тогда вы не только получаете пригласительный, но и становитесь официальным спонсором события со всеми вытекающими бонусами: публикацией логотипа на пресс-волле и полиграфической продукции, упоминания в СМИ и пр.

Это одни из многих примеров взаимодействия. Но где же заводить эти «нужные знакомства»?
Как создать пул полезных связей?
Один из самых популярных инструментов — это, конечно же, социальные сети. Профессиональные сообщества пиарщиков, каналы в популярных мессенджерах и закрытые группы облегчают коммуникацию с коллегами и потенциальными партнерами. Вот те, которыми пользуюсь я:

Группы на Facebook:

  • PR Russia. Это группа, для того, чтобы решать вопросы разной срочности и степени важности, помогать друг другу в разных запросах, сообщать о вакансиях и тендерах. Участники — пиарщики, журналисты, координаторы проектов, организаторы мероприятий и различного рода подрядчики.


  • «Герои и эксперты для СМИ». В этой группе журналисты и редакторы оставляют запрос на поиски героев для эфиров и статей. Отличная площадка для возможности попасть на федеральные каналы абсолютно бесплатно!

Группы ВКонтакте:

  • ВШОУБИЗЕ.РФ .Группа предназначена для обмена информацией о кастингах, съемках, пробах и работе в сфере шоу-бизнеса.

Полезные чаты в Телеграм:

  • JOB for PR. Канал с вакансиями в PR и SMM. Благодаря публикуемой там информации всегда можно держать руку на пульсе, соответствуют ли ваши компетенции рынку.
А для тех, кто хочет проверить свои способности под моим руководством, welcome на стажировку.
Профессиональные сообщества и чаты — отличный инструмент для создания эффективного партнерства для пиарщика. Но не стоит забывать о живом общении. Совмещайте виртуальное общение с посещением тематических мероприятий, знакомьтесь с организаторами, коллегами по цеху и просто интересными людьми. Ведь вы никогда не знаете наверняка, каким проектом будете заниматься завтра, а вдруг именно вчерашний новый знакомый сможет создать с вами крутую коллаборацию для нового клиента?
Читайте также: