Зачем маркировать рекламу и за что могут оштрафовать на миллион?

Маркировка рекламы стала обязательной в 2022 году, а с 1 апреля 2025-го вступают в силу новые требования. Разберемся, кто именно должен перечислять деньги в бюджет, как рассчитать сумму и что делать, чтобы не нарушить закон.
управляющий партнер юридического бюро «Буркин и партнеры»
Кто заплатит за рекламу?
Первого апреля 2025 года вводятся поправки к федеральному закону «О рекламе», в рамках которых появляется сбор в размере 3% за ее распространение среди русскоязычной аудитории.
Обязанность по уплате вводимых с 1 апреля сборов лежит на рекламораспространителях — организациях, размещающих рекламу на своих информационных ресурсах, — и операторах рекламных систем. Также плательщиками признаются лица, осуществляющие действия в целях распространения рекламы в интернете по поручению и за счет рекламодателя и (или) рекламораспространителя и прочие лица.
Размер сбора будет равняться 3% от дохода, полученного организацией в рамках одного квартала с начала года с помощью размещения рекламы.

Например, если новостной сайт или популярный блогер заработали за месяц 500 тыс. руб. на размещении баннеров, спонсорских постов или партнерских ссылок, им потребуется заплатить 3% от этой суммы — 15 тыс. руб. Эти средства перечисляются в бюджет, а информация о доходах и расчетах подается в Роскомнадзор.

Такая же ситуация складывается и с другими компаниями, которые закупают рекламу своей фирмы на русскоязычную аудиторию и, соответственно, попадают под действие сбора. Если их доход от количества привлеченных клиентов за показ рекламы составит, например, 1 млн руб. за месяц, то 3% от данной суммы (30 тыс. руб.) придется уплатить в качестве налогов.

Операторы будут обязаны самостоятельно рассчитать прибыль от рекламы, рассчитать размер сбора и отчитаться об этом перед Роскомнадзором, впоследствии уплатив необходимую сумму налога.

Роскомнадзор будет проверять корректность расчетов и своевременность перечислений. В случае несоответствия данных или занижения суммы дохода плательщикам грозят штрафы или требования доплатить недостающую часть сбора.

Исключениями, то есть организациями, за распространение рекламы на ресурсах которых сбор не начисляется, являются информационные агентства, издания, учрежденные государственными органами, или очень крупные печатные издания с многомиллионным тиражом.

Новые условия, к сожалению, создают дополнительные финансовые проблемы для бизнеса, находящегося и так в тяжелом положении из-за высокой ставки рефинансирования, инфляции, санкций и других особенностей нашей экономической системы. Поэтому стоит заранее учитывать при построении финансовых планов необходимость несения дополнительной налоговой нагрузки.
Требование о маркировке постов: ставьте хештеги
Не менее важным стало требования о маркировке рекламных постов, введенное еще в 2022 году. Это продолжение по политике установления государственного контроля в интернете оказалось серьезной головной болью для многих блогеров, ведь для юрлиц штрафы за отсутствие маркировки могут доходить до полумиллиона рублей.
Закон требует, чтобы в каждом посте, письме или видео зритель мог сразу понять, что перед ним реклама. Для этого необходимо использовать слово «реклама» или хештег #реклама, а также необходимо указывать наименование организации рекламодателя и его ИНН.
Например, рекламный пост в Telegram может выглядеть следующим образом: основной текст поста, после которого в самом низу идет ERID (уникальный идентификатор, позволяющий однозначно идентифицировать рекламу) и вышеизложенная информация о рекламодателе.

Скриншот: пример страницы с рекламой в ТГ
Получить ERID можно у любого оператора рекламных данных — например, от во «ВКонтакте», который мы советуем использовать, введя там основную информацию о контрагентах, условиях договора и самом «креативе», то есть рекламном посте. Использование ERID позволяет собирать информацию о предпочтениях и интересах пользователя, делая рекламу более целенаправленной. В YouTube будет достаточно поместить идентификатор рекламы в самом видео. Медицинские товары требуют дополнительных отметок — номера свидетельства о регистрации.
Частая ошибка — попытка заменить маркировку на нейтральные хештеги вроде #партнерство или #сотрудничество. Такие действия недопустимы, надо четко определять рекламный характер постов без замены их синонимичными оборотами. Кроме того, все данные о контрагентах и договорах должны передаваться в государственные органы.
Как отчитаться за рекламу, чтобы не заплатить штраф?
Система отчетности перед властью и получения рекламного идентификатора осуществляется с помощью использования операторов рекламных данных (ОРД). Мы рекомендуем использовать ОРД ВК, который мало того что является бесплатным, еще и обладает понятным дизайном и функционалом.

Для того чтобы получить желаемый токен маркировки, необходимо выполнить несколько простых шагов на платформе:
1
Внести в базу контрагентов, подписавших договор на оказание рекламных услуг, сам договор, платформу, на которой будет издана реклама.
2
Добавить креатив, то есть сам рекламный пост. При его создании можно будет скопировать появившийся ERID и вставлять его в пост.
Элементы ОРД, которые необходимо использовать для токена, приведены на скринах ниже.
Скриншот: пример элементов ОРД, которые необходимо использовать для токена
Скриншоты: примеры элементов ОРД, которые необходимо использовать для токена
Нарушения в сфере отсутствия маркировки рекламы обходятся дорого, санкции за них установлены ч. 15−17 ст. 14.3 КоАП РФ.
Неисполнение сторонами договора об оказании услуг по распространению рекламы, требований по наличию рекламного идентификатора, других элементов маркировки или своих обязательств по уведомлению федеральных органов об издании рекламы влечет правовые санкции. Неисполнение требований законодательства об отчетности и маркировании рекламы при первичном нарушении для юрлиц может угрожать штрафом до 500 тыс. руб., а при повторном — до миллиона.
Не бойтесь и не ленитесь заниматься маркировкой рекламы. Возможный ущерб от невыполнения требований закона легко может превысить любую выгоду от привлечения клиентов. Тем более что штраф может быть вынесен в любой момент после жалобы любого человека и последующей за ней проверки Роскомнадзора, чем могут воспользоваться ваши конкуренты по бизнесу.
Читайте также: