Персональный маркетинг
Развитие личных навыков
Управление репутацией в интернете

Защита репутации: как законно удалить компромат из интернета

Автор: Екатерина Шкондина, юрист ЮФ «Medko Group»
Все, что однажды попало в интернет, остается там навсегда. Мы не привыкли защищать свои личные данные и добровольно делимся ими: размещаем фотографии и видео, рекламируем свои услуги и ставим геотеги. Но не все используемые нами ресурсы могут гарантировать конфиденциальность и полную защиту информации.
Мнение людей о нас — один из важных факторов для формирования самооценки и развития собственного дела, которое обычно ассоциируется с профессионализмом и личными качествами владельца. Поэтому распространение некоторых личных данных способно испортить репутацию. Не вся информация, размещаемая в интернете, защищается действующим законодательством одинаково.
Компромат — это информация, которая соответствует действительности и способна подорвать мнение окружающих о нас как о личности и (или) деловом партнере.

Компроматом может быть текст, видео или фото. При этом удалить можно только изображение или сведения о частной жизни. Но если мы разместили их самостоятельно в открытом доступе или иным образом выразили согласие на их использование, удалить не получится.

Конституционный суд Российской Федерации в определении от 12.02.2019 № 274-О отметил, что о нарушении прав на использование изображения свидетельствует:

  • съемка скрытой камерой

  • фото сделаны не на публичном мероприятии

  • человек не смотрел в объектив и не позировал

Когда мы обнаружили, что компрометирующие материалы размещены на просторах интернета, необходимо:
1
Сделать скриншоты. Можно обратиться к нотариусу для составления протокола осмотра веб-страниц, на которых размещены сведения. Такие доказательства будут наиболее убедительны при необходимости обратиться в суд.
2
Установить владельца сайта. Им считается любой человек, который ответственен за размещение информации на этом сайте и может ее удалить. Обычно сведения о владельце размещаются в нижней части главной страницы сайта либо в разделе «Контакты».
3
Оформить письменное обращение к владельцу сайта. Обязательно нужно указать, что размещенная информация нарушает требования статьи 152.1 ГК РФ, если размещено изображение (видео); статьи 152.2 ГК РФ, если размещена информация о частной жизни; либо статьи 152 ГК РФ, если размещенная информация не соответствует действительности. Это обращение не обязательно, но оно поможет понять позицию другой стороны.
Пример обращения к владельцу сайта
Владельцу сайта www.ivanova.i

директору ООО «Компромат»

Ивановой И.И.

Петровой М.М.

Уважаемый (ая) _________!

На вашем сайте размещена информация, нарушающая мои права на частную жизнь (изображение) в соответствии со статьей ____ ГК РФ. В частности по ссылке ____________ размещено изображение. По ссылке _____________ информация о частной жизни. Прошу удалить указанные сведения, размещенные с нарушением действующего законодательства, в течение 2 дней. О результатах обращения сообщить по адресу _________. Если указанные сведения не будут удалены, буду вынуждена обратиться в суд с возложением на Вашу организацию судебных расходов и компенсации морального вреда (убытков).

С уважением Петрова М.М.


4
Дождаться истечения срока ответа на обращение. Если ответа не поступило и информация с сайта не удалена, пора обращаться в суд.

5
Если владелец сайта потребовал платы за удаление информации, это является преступлением. Вы смело можете обращаться в полицию с заявлением о мошенничестве.
Часто информацию на сайте может разместить не его владелец, а другое лицо, установить которое не получится. Поэтому при подаче требования о защите репутации необходимо указать способ, который позволит пресечь нарушение. Например, обязать предоставить право на публикацию ответа (комментария) на то или иное сообщение, удалить размещенные сведения или ограничить доступ к сайту.
Для обращения в суд необходимо:
1
Подготовить заявление и приложить к нему доказательства, подтверждающие нарушение права.
2
Определить, в какой суд обратиться: если вы работаете как организация или индивидуальный предприниматель, и опубликованные сведения касаются предпринимательской деятельности, то обращаться нужно в арбитражный суд по месту нахождения ответчика. Если размещена информация, которая касается вашей личной жизни, то заявление подается в районный суд по месту нахождения ответчика.
3
Оплатить государственную пошлину (для обращения в арбитражный суд — 6000 рублей, в районный суд — 300 рублей).
4
Направить ответчику копию заявления.
5
Подать заявление в суд нарочно, направить почтой или через электронные сервисы.
При рассмотрении дел о защите чести и достоинства суды различают использование фактов, правдивость которых можно проверить, и оценочные суждения, мнения или убеждения, которые не являются предметом судебной защиты. Поэтому может быть назначена лингвистическая экспертиза.
Пример решения суда
По делу № А56−163 492/2018, суд удовлетворил требования заявителя и указал, что «в спорных сообщениях отсутствуют характерные для субъективных оценочных суждений слова „мне кажется“, „я думаю“, „по моему мнению“ и т. д. Напротив, фразы представлены как состоявшиеся факты о нарушении заявителем и его работниками действующего трудового законодательства, совершении сотрудниками предприятия нечестных поступков …».

По делу № А49−5389/2016, исследовав речевую конструкцию содержащихся в статье выражений, с учётом заключения проведённого по делу экспертного исследования, судебные инстанции установили, что из размещённых в сети интернет ответчиками сведений усматривается негативный смысл содержания статьи, влияющий на возникновение ущерба деловой репутации обоих ответчиков, оскорбляющий честь, достоинство Симакиной Н.В.


Если вы являетесь публичным человеком, нужно учесть, что информация о вашей личной жизни может представлять общественный интерес. Поэтому если опубликованная информация не содержит негативных или интимных сведений, суд может счесть, что права не нарушены. Такой позиции придерживается и Конституционный суд Российской Федерации в определении от 12.02.2019 № 275-О.

Компрометирующей информацией могут являться и результаты проверок органов госконтроля, которые они публикуют на своих сайтах. Удалить эти результаты из интернета не получится. Для таких случаев есть порядок для оспаривания ненормативных актов государственных органов либо действий (бездействий) их должностных лиц. Отстоять свою репутацию в такой ситуации получится только с помощью документа, отменяющего результаты проверки.
Пример доказательства ущерба
Весной 2002 года репутация пивоваренной компании «Очаково» пострадала от распространенной Госторгинспекцией информации о том, что продукция «Очаково» содержит бензоат натрия — опасный для жизни человека консервант. Факт не подтвердился, информацию опровергли, но из-за случившегося акции компании упали в цене на 15%. Несмотря на то, что доброе имя компании было восстановлено (суд удовлетворил иск «Очаково» к Госторгинспекции), ущерб она понесла значительный

Источник
Чтобы не оказаться в такой ситуации, необходимо отслеживать, какая информация о вас или о вашей компании публикуется в интернете, своевременно реагировать на замечания со стороны клиентов, выпускать только качественный и безопасный продукт, не позволять себе поведение и высказывания, которые могут быть использованы против вас.
Пример публикации
Летом 1993 года газеты сообщали о фактах нахождения внутри некоторых фирменных банок бренда Pepsi-Cola сломанных игл от шприцев для подкожного и внутривенного вливания. Компания, практически сразу разработала план действий по спасению репутации: по телевизионным каналам прошла активная волна рекламных роликов вкупе с выступлением президента компании и видеоклипом, подробно и наглядно демонстрирующим процесс производства знаменитого напитка. Потребители увидели, что конструкция технологических линий, задействованных в производстве, такова, что проникновение посторонних предметов в фирменную банку абсолютно исключено. Частные детективы, нанятые компанией, вскоре раскрыли дело: они сняли злоумышленников, спешно бросающих шприцы и иглы в открытые банки из-под пепси-колы

Источник
Сегодня мы отдаем много времени и сил на продвижение своего продукта, тратим немалые средства на распространение рекламы. Все это будет бессмысленно, если в нужный момент мы не сможем правильно среагировать на провокации. Поэтому важно не пускать на самотек распространение компромата, действовать незамедлительно и защищать свои права и права своей компании.
Есть вопросы по развитию вашего личного бренда?
Оставьте заявку на бесплатную консультацию и узнайте, какие услуги агентства или образовательные курсы помогут решить ваши задачи