Тимур Асланов, главный редактор журнала «Пресс-служба», бизнес-тренер по PR:

«Зачем пиарщику личный бренд и когда пиарщика заменят роботы»

Тимур Асланов — главный редактор журнала «Пресс-служба», один из самых востребованных бизнес-тренеров по темам связи с общественностью, эффективные коммуникации и управление репутацией. Входит в список 27 лучших бизнес-тренеров России и по результатам исследования, проведенного журналом «Управление персоналом». Член Российской ассоциации по связям с общественностью и Гильдии маркетологов. Автор пяти книг, в том числе «PR-текст. Как зацепить читателя» и «Отличайся! Личный бренд — оружие массового впечатления». Мы поговорили с ним о том, что станет с профессией PR-специалиста в будущем, какими качествами должен обладать современный коммуникатор, чтобы обогнать конкурентов, нужен ли пиарщику личный бренд и о многом другом.
- Вы проводите очень много тренингов для PR-специалистов. Ездите практически по всей России и ближайшему Зарубежью со своими мастер-классами. Учите людей заниматься пиаром. А не получится так, что профессия пиарщика буквально через несколько лет станет не актуальной, потому что пиарщиков заменят роботы? Ведь это происходит на наших глазах с очень многими специальностями. Не боитесь, что скоро некого будет учить?

 — Совершенно не боюсь. Но вопрос важный и интересует многих. Практически на каждом тренинге мне кто-то его обязательно задает: «А может случиться так, что мы скоро все потеряем работу, так как пресс-релизы будут писать компьютеры?». Мой ответ однозначный — нет! Пиар это не информирование аудитории о каких-то новостях компании или госструктуры. Пиар — это выстраивание отношений, персональных отношений. Отношения не возможны без эмоций. Ни одна машина не в состоянии на сегодняшний день выстраивать отношения и вызывать такие эмоции, какие умеют вызывать люди. Никто не хочет дружить с роботом. Людям нравится индивидуальное отношение. Люди хотят дружить с людьми. У вас наверняка есть какой-либо электронный помощник — Алиса, Siri или Алекса. Это делает вашу жизнь более удобной и разнообразной, но вряд ли вам придет в голову, что вам теперь не нужны близкие люди, так как с Алисой болтать интереснее, чем с уставшим после тяжелого рабочего дня мужем. Другой вопрос, что роботизация, безусловно, сильно меняет жизнь современного PR-специалиста. Потому что многое из того, что раньше делалось руками, теперь можно более эффективно делать при помощи технологий. И технологии проникают везде. Пиарщику нужно уметь пользоваться и Яндекс. Метрикой, и разбираться в контекстной рекламе, и знать принципы сео-технологий, и основы сайтостроения и много чего еще. Нужно постоянно держать руку на пульсе актуальных трендов и быть в теме.

 — То есть потребность в тренингах по связям с общественностью никуда не денется?

 — Разумеется. Но содержание моих тренингов меняется год от года довольно заметно. С каждым годом все большую роль в пиаре играют социальные сети и рассказывать в 2019 году то, что я рассказывал про них в 2014-м просто нереально. Многие вещи давно устарели и потеряли эффективность. Тогда как другие инструменты, о которых мы лет 5−7 назад только начинали активно говорить сейчас являются мощнейшим трендом, который бурно растет. Это, например, контент-маркетинг. Сегодня уже мало кому приходится объяснять зачем брендам нужно наполнять аккаунты и корпоративные блоги полезной познавательной информацией, нужно рассказывать как именно это делать и какие форматы контента дают максимальную отдачу.
Хороший PR-специалист должен обладать большим количеством разнообразных навыков. Но если бы вам предложили выбрать какой-то один самый важный, который надо прокачать пиарщику, чтобы быть востребованным и конкурентоспособным, что бы вы выбрали?

– Быть специалистом широкого профиля для пиарщика это очень хорошо, но если при этом какой-то навык у вас особенно хорошо развит, это сильно повышает ваши шансы на получение хорошей работы, продвижение по службе, денежные заказы и так далее. Если выбирать такую специализацию, то я бы рекомендовал сосредоточиться на умении отлично писать тексты. Наша коммуникация все больше и больше сводится именно к письменной коммуникации. Да и устная часто строится на основе написанных текстов. Хорошие тексты в пиаре очень востребованы. И хороших текстов очень мало. К сожалению, писать качественные PR-тексты практически не учат в вузах. Там дают определенные жанровые каноны, но знать ноты и уметь сочинять классную музыку – это не одно и то же. При этом я глубоко убежден, что копирайтинг это технология, а значит научить писать хорошие можно практически любого человека, имеющего желание и нормальный уровень IQ. Безусловно, талант тоже важен, но на хорошем уровне можно работать и не имея таланта, но владея техниками. Именно этим техникам я и учу на своих тренингах.
- А какие типичные ошибки вы встречаете в текстах пиарщиков?

 — Их много. Начиная от стилистических — обилия мусорных слов, засилья канцелярита и плеоназмов — и заканчивая смысловыми — неумение начать с главного, выделить и донести основную мысль, отсутствия логики текста, путанная структура и так далее. Казалось бы все уже знают про принцип перевернутой пирамиды и все равно сплошь и рядом встречаем заголовки, не отражающие суть текста, многословные вступления ни о чем и так далее. Мы живем с каждым годом все быстрее и читателю некогда продираться через вше словоблудие к смыслам. Он просто перестает читать.

 — Вы автор книги про персональный бренд — «Отличайся! Личный бренд — оружие массового впечатления». Как вы считаете, а пиарщику самому нужен личный бренд?

 — Обязательно. Пиарщик без личного бренда, на мой взгляд, это сапожник без сапог. Личный бренд дает возможность PR-специалисту показать товар лицом и работодателю и заказчику. Это важно. Ну, конечно, это дает возможность обгонять конкурентов в борьбе за новые заказы, новые должности и вакансии, возможность повысить свою стоимость на рынке труда. Возможность не бегать за клиентами или работодателями, а получать входящие обращения, потому что люди про вас услышали, прочитали про вас где-то, кто-то вас им порекомендовал. Пиарщика с именем сложнее несправедливо уволить. Пиарщику с именем сложнее не заплатить. Пиарщика с именем сложнее обидеть. Вообще я уверен, что личный бренд нужен всем без исключения, потому что это дает очень много дополнительных возможностей каждому человеку, независимо от того кем он работает — чиновником, менеджером по найму, бизнесменом или фрилансером. Если вы занимаетесь законной деятельностью и хотите добиваться в жизни каких-то интересных результатов — стройте личный бренд.
Читайте также: