- Вы проводите очень много тренингов для PR-специалистов. Ездите практически по всей России и ближайшему Зарубежью со своими мастер-классами. Учите людей заниматься пиаром. А не получится так, что профессия пиарщика буквально через несколько лет станет не актуальной, потому что пиарщиков заменят роботы? Ведь это происходит на наших глазах с очень многими специальностями. Не боитесь, что скоро некого будет учить?
— Совершенно не боюсь. Но вопрос важный и интересует многих. Практически на каждом тренинге мне кто-то его обязательно задает: «А может случиться так, что мы скоро все потеряем работу, так как пресс-релизы будут писать компьютеры?». Мой ответ однозначный — нет! Пиар это не информирование аудитории о каких-то новостях компании или госструктуры. Пиар — это выстраивание отношений, персональных отношений. Отношения не возможны без эмоций. Ни одна машина не в состоянии на сегодняшний день выстраивать отношения и вызывать такие эмоции, какие умеют вызывать люди. Никто не хочет дружить с роботом. Людям нравится индивидуальное отношение. Люди хотят дружить с людьми. У вас наверняка есть какой-либо электронный помощник — Алиса, Siri или Алекса. Это делает вашу жизнь более удобной и разнообразной, но вряд ли вам придет в голову, что вам теперь не нужны близкие люди, так как с Алисой болтать интереснее, чем с уставшим после тяжелого рабочего дня мужем. Другой вопрос, что роботизация, безусловно, сильно меняет жизнь современного PR-специалиста. Потому что многое из того, что раньше делалось руками, теперь можно более эффективно делать при помощи технологий. И технологии проникают везде. Пиарщику нужно уметь пользоваться и Яндекс. Метрикой, и разбираться в контекстной рекламе, и знать принципы сео-технологий, и основы сайтостроения и много чего еще. Нужно постоянно держать руку на пульсе актуальных трендов и быть в теме.
— То есть потребность в тренингах по связям с общественностью никуда не денется?
— Разумеется. Но содержание моих тренингов меняется год от года довольно заметно. С каждым годом все большую роль в пиаре играют социальные сети и рассказывать в 2019 году то, что я рассказывал про них в 2014-м просто нереально. Многие вещи давно устарели и потеряли эффективность. Тогда как другие инструменты, о которых мы лет 5−7 назад только начинали активно говорить сейчас являются мощнейшим трендом, который бурно растет. Это, например, контент-маркетинг. Сегодня уже мало кому приходится объяснять зачем брендам нужно наполнять аккаунты и корпоративные блоги полезной познавательной информацией, нужно рассказывать как именно это делать и какие форматы контента дают максимальную отдачу.