Выгорание сотрудников: как распознать
и что делать?
Автор статьи:
Валерий Гут — кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта, разработчик концепции адаптивного интеллекта.
Выгорание сотрудников: как распознать и что делать?
В 2019 году Всемирная организация здравоохранения включила синдром эмоционального выгорания в Международный классификатор болезней. Его официально признали фактором, влияющим на состояние здоровья. Главными симптомами профессионального выгорания эксперты ВОЗ назвали истощение, психическую отрешенность, негативное отношение к работе и снижение эффективности. Рассказываем, как распознать признаки корпоративного выгорания, и что делать для его предотвращения.
О чем говорит статистика?
Согласно последнему международному отчету International SOS о перспективах рисков на 2024 год, 80 % опрошенных старших специалистов по рискам во всем мире прогнозируют, что в текущем году выгорание окажет существенное влияние на бизнес, и только 41 % из них считает, что их организации готовы справиться с этим.

Выгорание даже одного сотрудника приводит к негативным последствиям для компании. Такой человек не сможет качественно выполнять свою работу, будет прокрастинировать, проявлять токсичность в коммуникации с коллегами. Его увольнение обернется расходами на поиск кадров. Если выгорает целая команда, последствия для компании могут стать катастрофическими.

Существуют признаки, которые помогут распознать выгорание у сотрудника на ранней стадии, однако собственникам бизнеса и руководителям полезнее знать и использовать способы его предотвращения.
Что способствует выгоранию?
Выгореть может любой, в том числе человек, который обожает свою работу или получает за нее приличные деньги. Все дело в уровне стресса, который сегодня стал беспрецедентно высоким.

Важно понимать, что большинство стрессов в наше время не связано исключительно с чем-то негативным, пугающим и опасным.

Стресс — это ответная реакция организма на любое воздействие извне. Даже положительно окрашенное событие вызывает выброс адреналина и повышение кортизола. Чтобы показатели этих гормонов пришли в норму, нужно несколько часов.

Информационная перенасыщенность, многозадачность, турбулентность,в условиях которых мы живем, не дают полноценно восстанавливаться, вызывая все новые и новые гормональные всплески.

Такие факторы, как неопределенность, недостаток информации, неспособность контролировать свою жизнь, делают стресс хроническим и увеличивают риск выгорания.

Еще одна причина выгорания как отдельных сотрудников, так
и целого коллектива — ошибки в управлении и неправильно выстроенная система мотивации. Бессмысленные задачи, постоянно горящие дедлайны, давление со стороны руководства, отсутствие оценки работы сотрудников, заботы об их психологической безопасности, корпоративной культуры — далеко не полный перечень того, что приводит к снижению мотивации, выгоранию и тихому увольнению сотрудников.

Признаки выгорания

Понять, что человек выгорел, можно по изменениям в его отношении к работе и коллективу. Такой сотрудник:

  • чаще ошибается, срывает сроки, формально подходит к выполнению задач и работает ради галочки;
  • неожиданно замолкает и больше не проявляет инициативы, ему становится неинтересно участвовать в других проектах, даже если раньше он был полон идей;
  • результаты и достижения команды больше не радуют, поскольку своих заслуг он в этом не видит;
  • заметно меняется характер коммуникации в рабочем чате: он или не проявляется, или излучает сплошной негатив, жалуется, ворчит и придирается по мелочам;
  • больше фокусируется на рисках: возможные осложнения пугают, останавливают, становятся предлогом отложить новый проект или вовсе отказаться от него.
Если выгорела вся команда, общая атмосфера в коллективе становится напряженной, учащаются конфликты между сотрудниками.

В случае управленческих ошибок, когда руководство, что называется, выжимает все соки из подчиненных, предъявляет завышенные требования, использует устаревшие стратегии или не соблюдает work-life balance, работники могут объединяться против него. Они начинают критиковать и обсуждать начальство между собой, встречают указания сверху с недовольством или вовсе отказываются что-то делать под разными предлогами.

Коллективное выгорание отражается на результатах работы всей компании. Если эффективность команды падает, снижается ее выручка.
Как предотвратить выгорание
Выгорание — это кумулятивный (накопительный) процесс, и чем дольше мы будем позволять ему накапливаться, тем сложнее будет справиться с его последствиями в дальнейшем.

Предотвратить выгорание команды поможет комплексный подход.

В компании нужно не только эффективно выстраивать внутренние процессы, налаживать качественную коммуникацию и развивать корпоративную культуру, но и заботиться о психологической безопасности своих сотрудников, повышать их адаптивный интеллект.

Хорошо, если руководитель во всем будет подавать пример.

5 советов, которые помогут избежать выгорания в команде

1. Соблюдать баланс между работой и личной жизнью.
По статистике, собранной Hubstaff, для 73 % опрошенных work-life balance при выборе работы является одним из ключевых факторов после зарплаты. Традиционно по этому показателю лидируют европейские страны, в некоторых даже предоставляют больничные по выгоранию. В Нидерландах всего 0,4 % сотрудников остаются сверхурочно, а в Дании только 1 % работает более 50 часов в неделю.

Если у сотрудника остается время, чтобы заниматься спортом, саморазвитием, хобби, посвящать вечера и выходные семье, регулярно уходить в отпуск, он с большей вероятностью останется работать в такой организации.

2. Быть частью целого.
Людям важно чувствовать себя частью команды, быть причастными к ее миссии. Хорошо, когда между подчиненными и начальством есть контакт и выстроен диалог, люди знают, что могут открыто высказаться на любую тему, что их мнение значимо и ценно для компании, видят в начальнике старшего коллегу, с которым можно обсудить ситуацию и получить ценный совет или опыт.

Руководитель Школы СКОЛКОВО Александр Ким называет управленческой ошибкой позицию «я начальник, и мне не нужно ни с кем ничего обсуждать». Дело может дойти до того, что такой руководитель будет скрывать от подчиненных проблемы. «Какая бы ни была ситуация, помните: прозрачность и способность обсудить свои мысли с коллегами — один из важнейших столпов успешного бизнеса», — говорит Ким.

3. Давать определенную свободу действий.
Когда руководитель делегирует обязанности или какой-то участок работы, это помогает решить сразу несколько проблем. При таком подходе работник чувствует персональную ответственность и относится к поручениям более щепетильно.

Без жестких рамок человек может проявлять творческое начало, применять нестандартные методы, внедрять инновации.

В целом, это способствует большему уровню мотивации.

4. Давать обратную связь.
Важно замечать и отмечать успехи сотрудника. В своей книге «Наука мотивации» эксперт в области психологии успеха Брайан Трейси пишет: «Задача руководителя заключается в том, чтобы предоставить каждому работнику необходимые ресурсы для работы, а затем отмечать его успехи, качество работы и достижения. Он должен ободрять и вдохновлять, хвалить и поздравлять своих людей. От этого растут и стандарты качества, и трудовая мораль».

5. Развивать адаптивность.
Мы живем в эпоху турбулентности, когда окружающая реальность меняется практически ежедневно. Возникают новые обстоятельства, которые порой не укладываются в привычную картину мира многих людей. Они не готовы принять их, поменять стратегию и успешно развиваться дальше, причем это относится не только к бизнесу. Человек, у которого проблемы и разногласия в семье из-за изменившейся политической или экономической обстановки, приходит в таком состоянии в офис, что отражается на его работоспособности.

Адаптивный интеллект помогает нам быстро и эффективно встроиться в изменившуюся реальность и принять стрессовые ситуации. Это позволяет справляться с повседневными проблемами и вызовами, не допуская перегрузки и переутомления, что является основными причинами выгорания.
Если руководитель или собственник бизнеса заинтересован в том, чтобы не просто оставаться на плаву во время шторма, но и быть конкурентоспособным, вести свою компанию к успеху и процветанию, он должен развивать адаптивный интеллект у себя и своей команды. Это то, что помогает сохранить психологическое и эмоциональное здоровье и предотвратить выгорание.