Что не стоит дарить журналистам и лидерам мнений

Автор: Серафима Баженова, руководитель пресс-службы BAKERS
Совсем скоро редакции журналов и офисы популярных людей начнут наполняться подарками к 23 февраля и 8 Марта. И поздравление партнеров с праздниками — неотъемлемая часть делового этикета. Правда, иногда такое желание сделать «как лучше» может обернуться для вас пусть не негативом, но подмоченной репутацией точно. Какие подарки могут повлиять на ваш личный бренд, и что точно не стоит дарить журналистам и лидерам мнений читайте в нашей статье.
Чтобы силы, средства и время не были потрачены впустую, следуйте технике подарочной безопасности. Например, не забывайте о том, что в некоторых компаниях (особенно иностранных) и редакциях крупных изданий дорогой подарок для должностного лица расценивается как скрытая взятка. Большинство блогеров не принимают презенты от подписчиков по этическим соображениям. Помните, что для многих журналистов лучший подарок — это интересный контент и вовремя сданный материал. А главное — заранее узнайте о предпочтениях человека, которому готовите подарок. Тогда вам не придется оказаться в ситуации дарителя, о котором сказал однажды писатель Зигмунд Графф: «Насколько плохо нас знают наши знакомые, можно порой судить по подаркам, которые мы от них получаем».

Мы решили поинтересоваться у журналистов и блогеров, что их точно не порадует.

Условно такие презенты можно разделить на несколько категорий. Итак…
1
Бесполезные подарки

Те, которые дарят из вежливости и «для галочки». Ведь в этом случае всевозможные ручки, календари, блокноты и прочие предметы, указывающие на профессиональную принадлежность, начинают свое нелегкое странствие с места на место или оседают в ящиках столов мертвым грузом.
Вот что об этом говорит Маргарита Фещенко, журналист издания «Деловой Петербург»:

«Деловые подарки — вопрос дискуссионный: если не дарят, то обделенной и обиженной себя не чувствую. Но сама всегда щепетильно отношусь к выбору даже самого незначительного: вспоминаю, что интересно человеку, и всегда покупаю заранее. Подсознательно жду к себе такого же отношения. Проблема деловых подарков в том, что они, чаще всего, стандартизированы: в них нет и намека на индивидуальность. Условно, если ты журналист, то тебе обязательно подарят ручку, да не одну. И неважно, что ничего, кроме клавиатуры, ты не используешь еще с начала карьеры. В этом случае словесное поздравление будет даже ценнее и приятнее, чем материальное — хлам не копится, а хорошее настроение и благодарность все равно есть».

С Маргаритой полностью солидарен ее коллега Сергей Мельников, обозреватель бизнес-журнала «Жажда», который считает, что к человеку, которому дарите подарок, стоит проявлять неформальное внимание:

«Я почти 10 лет работаю в сфере журналистики, рекламы и копирайтинга. За эти годы у меня собралась целая коллекция сувениров и подарков, полученных ко Дню Защитника Отечества. В основном это блокноты, ежедневники и разнообразные пишущие принадлежности. Но все, что мне дарили, можно использовать для написания статей „по-старинке“, как это делали до изобретения печатной машинки. Почему-то врачам не дарят аппараты для измерения давления, фонендоскопы и градусники, а над подарками журналистам обычно никто не „парится“. Если пишешь — держи перьевую ручку в футляре или блокнот в твердой обложке с позолоченным ляссе… Нельзя сказать, что я очень недоволен таким положением дел — я люблю красивые аксессуары для письма. Но удивляет тот факт, что за 10 лет никто не догадался подарить набор для бритья или красивые носки (наверное, считая это слишком банальным). А для меня эти вещи стали бы полезным и оригинальным подарком, который бы разбавил засилье ручек, карандашей и блокнотов».
2
Неуместные подарки

Согласно деловому этикету, в список «запрещенных» входят подарки с намеком и подтекстом, презенты, связанные с суевериями, белье, подарки-розыгрыши, домашние питомцы. Но есть и индивидуальные «табу». Чтобы не оказаться в неловкой ситуации (и не поставить в нее другого человека), соблюдайте правило: презент не должен оскорблять, задевать религиозные или моральные чувства. Именно потому всегда стоит заранее узнать о том, что человеку близко, а что для него неприемлемо.
Партнеры блогера Ксении Гуреевой об этом не позаботились, и вот что получилось:

«Самым бесполезным подарком в моей жизни стал армянский коньяк большой выдержки и с большим количеством звезд. Мне его подарила кинокомпания, с которой мы сотрудничали, когда я работала pr-директором. С точки зрения дарителя, презент нужный. Знакомые мне тоже сказали, что это очень круто. Но я не знала, что с ним делать, потому что являюсь ярым противником алкоголя: сама не пью и пропагандирую здоровый образ жизни, то есть передарить не могла. Он у меня долго лежал как чемодан без ручки, а потом куда-то делся при переезде. Поэтому основное правило при выборе подарков (особенно деловым людям) — немного изучить характер человека, его образ жизни. Чтобы не оказалось, что ваш подарок не просто не нужен, а даже противоречит его интересам. Тогда тому, кого вы хотите порадовать, не придется цитировать Фрэнка Хаббарда: «Приятно, когда о тебе вспоминают, но часто выходит дешевле быть забытым».


3
Обидные подарки

Иногда даже те, кто знает друг друга не один день, дарят вещи, вызывающие не только недоумение («что это было?»), но и обиду.
О таком случае нам рассказала Наталья Красильникова, пиар-менеджер российского приложения для знакомств Mamba:

«Однажды моя подруга сказала, что приготовила для меня очень милый подарок на 8 Марта. Она его так долго нахваливала и пиарила, что мне уже хотелось побыстрее его получить. Каково же было удивление, когда в розовом бумажном пакетике я обнаружила бдсм-набор для доминирования. Я убрала его подальше, чтобы дети случайно не увидели, а через неделю выкинула, так как он мне никогда бы не пригодился. До сих пор не понимаю, что это было: юмор или глупость? Или может быть, неправильное представление о моем темпераменте, ценностях и прочих наклонностях? Склоняюсь к банальной глупости подруженьки. Конечно, дареному коню в зубы не смотрят, но все же ее денег жаль: могла бы купить мне хороший крем для лица, а наручники и плетку оставить себе».

4
Странные подарки

Креативные подарки — отличная идея, но важно, чтобы таковыми они казались не только дарителю, а и тому, кому предназначаются. Правда, многие ориентируются исключительно на свой вкус и чувство юмора и потому попадают в категорию  «странные презенты».
Подобной историей с нами поделился Ростислав Плечко, чемпион России по профессиональному боксу в супертяжелом весе, предприниматель, организатор бизнес-форума Sport Leaders Global Forum: «Кресло-мешок в виде зеленой груши с надписью „Боксерская груша“ — пожалуй, самый странный подарок на 23 февраля, который я получал. Подарили его коллеги с чувством юмора. Раздражения он не вызвал: вместе посмеялись и протестировали мешок на прочность. Но долго груша не прижилась: забрали друзья, у которых маленькие дети — будущие боксеры. Точно не стоит дарить какие-то безделушки, ковры, чехлы для кресел в авто — все это уже проходили и знают, что такие вещи не используются. Также не надо дарить майки или костюмы с крупными надписями, рекламирующими ваш бренд. Кроссовки Reebok тоже оставьте себе».

Бизнес-подарки — часть деловой культуры и мост для налаживания отношений, как партнерских, так и личных. Потому относиться к вопросу их выбора стоит не только внимательно, но и с душой.
Читайте также: