Мария Луттик LQ (Luttik) MARIIA:

«Если эта выставка была создана, чтобы спасти жизнь хотя бы одного человека, то все усилия стоили того»

Талантливая художница-визионер Мария Луттик — автор и владелица проекта-бестселлера DEEP INSIDE/GHT. За три года выставка DEEP привлекла более 210 000 зрителей в обеих столицах. В ближайших планах Марии — отправить работы покорять зарубежных ценителей современного искусства, которые уже отчасти знакомы с ее творчеством: произведения автора находятся в частных коллекциях в Европе, США, Катаре. О том, как появилась идея уникального проекта, своем желании сделать зрителя чище благодаря силе искусства, иммерсивном спектакле и гастрольном туре Мария рассказала в интервью основателю сервиса управления публичностью и репутацией SISTERRRS Дарье Вахрушевой.
Досье
  • Образование: Московская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. Строганова, факультет монументально-декоративного и декоративно-прикладного искусства, направление — монументальная живопись.
  • 2020 г. — персональная выставка «Логос» в галерее Cube.Moscow, The Ritz-Carlton (Москва).
  • 2021–2024 г. — иммерсивный выставочный проект DEEP INSIDE/GHT (Москва).
  • 2023–2024 г. — проект готовится к открытию международных филиалов
  • и собственной выставочной площадки.
  • 2024–2025 г. — DEEP INSIDE/GHT на гастролях в Санкт-Петербурге, Beriozka Gallery.
  • Работы в частных коллекциях (Россия, Европа, США, Катар).
Мария, расскажите, как вы пришли в сферу искусства? Что вдохновило стать художницей?
Я в 20 лет попала в скульптурные мастерские. Для меня погас весь мир за пределами мольбертов и станков в тот момент. До мастерских было много вариантов, чем интересно было бы заняться, но с того момента, кроме искусства, — ни одного. Как узнавание на уровне души… Не знаю, как объяснить. Все родное. Потом — факультет монументальной живописи в «Строгановке». Но я сразу знала, что буду делать искусство, что образование — это просто этап. Я не знаю, откуда я это знала, но ясность была кристальная: кто я и что авторство — это мой путь и мое место. С момента, когда я впервые перешагнула порог мастерской, до настоящего момента, у меня есть эта ясность. Уверенность.
Я не очень люблю, когда меня называют художницей: я автор, artist. Я создаю тотальные инсталляции — масштабные иммерсивные выставки, спроектированные как путь зрителя к высшему себе. В залах находятся холсты в авторской технике, видеоарты, специально созданные для выставки психоактивные запахи, sound design, AR, VR. Используя разные средства, я моделирую целую вселенную для зрителей, параллельное измерение, историю и опыт, который они проживут. Это значительно больше чем просто художник.
Как появилась идея выставки DEEP INSIDE/GHT?
В двадцать с небольшим я попадаю на первые иммерсивные выставки. Этот опыт буквально завораживает меня. Я понимаю, что хочу строить иммерсию, выставки, где благодаря воздействию на органы чувств человек через мою работу проходит в высший слой реальности, другой уровень личной энергии.

Попадаю и на другие выставки современного искусства, после которых хочется помыться. Я решаю, что стану той, дальше кого боль не проходит. Сделаю то, что вытеснит из музеев искусство, после которого хочется помыться, затоплю их тем, что усиливает вошедшего. Делает зрителя чище, чем в тот момент, когда он вошел, мощнее, лучше. Возвращает человеку изначального, высшего себя.
Затоплю центры современного искусства выставками, с которых выходишь уже «помытым» до себя настоящего.
Мария Луттик
DEEP INSIDE/GHT — это первое такое выполненное обещание. Этаж музея — оазис внутреннего покоя и безграничного космического сознания посреди мира, где постоянны только перемены. Поняв, какие ощущения я хочу, чтобы зритель получал на моих выставках, я начинаю искать тему для них.

В древнем индуистском тексте «Шримад-Бхагаватам» я читаю о том, что все люди стремятся к шести вечным достояниям: силе, славе, красоте, знанию, богатству и отречению. Так у образов, которые я видела, появилась тема — «Вечные ценности». Именно так мой проект DEEP INSIDE/GHT назывался в работе.

Идея с шестью вечными достояниями меня зацепила еще и потому, что группа религий, выросшая из индуизма (наиболее древняя в мире из изученных), считает, что именно импульсы личных желаний спускают дживу — душу — в материальное воплощение. Это причина рождения. Значит, если моя работа говорит о категориях вечных стремлений, помогает осознать, принять, одухотворить их — эта работа может стать виральной, она резонирует с самой сутью каждого человека. С причиной его рождения. Эта идея плотно входит в мою работу.
Как появился проект DEEP INSIDE/GHT? И какой должна быть команда у автора, кто в ней должен быть?
DEEP INSIDE/GHT — это попытка объяснить то, что вообще не живет в нашем измерении, форматами нашего измерения. Потому что искусство никогда не может быть каким-либо образом структурировано понятными нам формами. На то оно и искусство, что абсолютно не подчиняется законам физики. По факту я волшебный единорог, и DEEP INSIDE/GHT — это волшебный единорог. У меня нет продюсера, не было команды, не было денег, я была мама-одиночка с пятимесячным ребенком на руках и с незаконченным высшим образованием: ушла с четвертого курса «Строгановки». Это вводные данные для создания DEEP INSIDE/GHT: звучит как победа, правда?
Немножко, как чудо.
Пока по факту это оно и есть.
Как создавался брендинг DEEP INSIDE/GHT? Сразу ли вы понимали, что это важно, или помогла интуиция?
Образование — мать всего. Как сказал однажды американский музыкант Фаррелл Лэнсило Уильямс, искусство без бизнеса обычно превращается в самопожертвование, а бизнес без искусства — это то, чем довольно скучно заниматься.

Конечно, это очень важно. Лучшие кейсы в истории искусства — все, в принципе, которые мы знаем, — это коллаборация гениального маркетинга с гениальным творцом. Это Дали и Гала, Саатчи с Кунсом, Херстом, Энди Уорхол пришел из коммерции. Поэтому, конечно же, я просто методом нехитрой аналитики рынка, как двигались шедшие до меня, быстренько поняла, что это незаменимая часть работы.
Но к вам притянулись люди: кто вам помогал?
У людей есть очень большая иллюзия, что им нужен кто-то, чтобы сделать что-то. То есть ты талантливый, а кто-то придет и придаст этому форму. Есть мнение, что люди не решаются двигаться, им кажется, что им нужны миллиарды, специальные помещения, огромные команды, невероятные вложения. Это не так: что ты будешь с ними делать поначалу?
Как сформировались люди, которые сегодня работают на DEEP INSIDE/GHT? У меня была подружка — великолепный дизайнер, которой пришлось уйти из найма. В то время я была мама-одиночка, живущая на съемной квартире и делающая первые эскизы своего великого искусства. Это был «Мускус» — картонка в 30 сантиметров, на которой был олень, у которого из пуповины растут цветы.

Я сказала подруге: «Я решила делать великое искусство, и мне нужен дизайнер». Она ответила: «Вау! Я дизайнер». Я говорю: «Вот видишь, у тебя сразу же заказ на фрилансе, только денег пока нет». Она говорит: «Не страшно! Что тебе нужно?» Так она мне сделала первую презентацию, которую можно было отправить в галерею.

Фото из книги Марии Луттик «Как создать бестселлер»
Мы были в восторге: она от своего первого заказа на фрилансе, я — от того, что работаю с дизайнером. То есть у меня появился штат. (Смеется.) Вдвоем мы доработали до этапа, когда Лена Блиновская подарила мне миллион под постом желаний: мне нужны были деньги на выставку, которых у меня не было, и я их загадала. Я наняла видеомейкера, который снял мою видеовизитку, купила холсты и регулярно выкладывала свои работы в рабочем Instagram* (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ — Прим. ред.). Туда же мне однажды написала представитель одной из галерей, отметив, что у меня очень крутые работы.
Не всем, кто демонстрирует свое творчество и участвует в выставочной деятельности, удается создать самостоятельный проект с точки зрения позиционирования и брендинга. Как появился концепт выставки, которая стала бестселлером? За счет чего она стала брендом?
Я бы немножко иначе ответила на этот вопрос несколько дней назад, но сегодня я отвечу так: она не появлялась, а всегда существовала. Просто, видимо, я была подходящим сосудом, через который она затекала. Я не считаю, что создала эту работу.
Она была и просто проявилась, так же, как сейчас происходит с «Линией времени». (TIMELINE 3025 — новый проект Марии Луттик. — Прим. ред.) За счет чего она стала брендом? Она была им изначально. Вот она проявилась и стала брендом. Примерно такой ответ.
«Если созданный тобой публичный образ артиста не соответствует
реальности, он убьет тебя. Вся твоя жизненная сила будет утекать
на поддержание этого фейка, этот театр. Искренность и уязвимость —
кто бы мог подумать, самые неуязвимые позиции».

Цитата из книги Марии Луттик «Как создать бестселлер»
Интересно, что вы чувствуете после того, как прошла выставка, получившая такой резонанс?
Она еще не прошла. Сейчас мы при поддержке «Яндекс Афиши» отвезли DEEP INSIDE/GHT в Санкт-Петербург — это первый город гастролей. Далее мы метим за границу, сейчас ведем переговоры с возможными партнерами в Дубае.
Но, безусловно, меня вдохновляют результаты DEEP INSIDE/GHT, когда я открываю отзывы уже на протяжении более чем трех лет, читаю благодарности, люди пишут, как они изменились, свои инсайты и открытия, что выставка стала глотком свежего воздуха для них. И если эта выставка была создана, чтобы изменить, улучшить, спасти жизнь хотя бы одного человека, то все усилия по ее созданию стоили того.
Фото из книги Марии Луттик «Как создать бестселлер»
Как вы считаете, какую роль играет современное искусство в обществе? Что вы хотите донести до зрителей через свои работы?
Искусство всегда отражает время, в котором оно рождается, осмысляет опыт прошлого, или предрекает будущее. Это, строго говоря, не совсем вид деятельности. Искусство наряду с религией и торговлей признак принадлежности к человеческой расе. Это занятие, которое свойственно нам как биологическому виду.

Я хочу c помощью искусства создавать для зрителя портал в художественный мир, превращающий внешние трудности в безграничные возможности и вдохновение, дать людям устойчивое ресурсное состояние, пробудить внутреннюю энергию, живущую в каждом. Создавать прекрасное будущее, изменяя сегодняшнее сознание.
Инсталляция
МЕНЮ ВСЕЛЕННОЙ/ UNIVERSE MENU
2023/ D 80 cm/ PMMA/ metal
сoncept @luttikmariya I setup @neonbro.ru
Знаю, что в ваших планах на 2025 год есть проект TIMELINE 3025, о котором вы сказали: «Эта выставка станет разрушением влияния всех культурных полей на человека». Что вы имеете в виду? Что нас ждет на этой выставке?
А я уже не знаю, будет ли это выставкой. Недавно мне пришла идея создать спектакль на основе TIMELINE 3025. Я работаю уже год над ее созданием, и главный вопрос — как запихнуть в тридцатиминутную выставку все заложенные смыслы. Это наталкивает на мысли о новых форматах. Если кратко, этот проект позволит выйти из-под влияния культурных полей: не просто личных убеждений человека, а мыслей, делений, правил, навязываемых человечеству с начала времен различными способами. Это освобождает, вы начинаете совсем иначе жить свою жизнь.
Какие еще проекты или выставки вы планируете в будущем? Есть ли темы, которые вы еще не исследовали, но хотели бы?
После того как для DEEP INSIDE/GHT будет сформирован гастрольный тур и выйдет TIMELINE 3025, я планирую взять творческий отпуск, проводить время с семьей где-то в теплых странах, да вообще, где захочется! Есть в планах создать приложение выставки, или игру, или выставку в метавселенной, что-то в онлайн-пространстве. Что точно — пока не могу сказать. Подумаю об этом в своем отпуске.
Фото: предоставлены Марией Луттик
Читайте также: