«Как благодаря работе над личным брендом я попала в масштабный проект». Кейс коуча

В эпоху информационного шума и конкуренции за внимание клиентов эксперту важно выделиться своей уникальностью, опытом и профессионализмом. Это формирует основу личного бренда, укрепляет отношения с клиентами, подрядчиками, партнерами и инвесторами. Люди запоминают нас, ассоциируют с нашей темой, доверяют и рекомендуют другим.
Делюсь своей историей поиска и развития персонального бренда как бизнес-коуча, а также проверенными на практике инструментами.
Ольга Тукунова
бизнес-коуч ACC ICF, тренер, спикер, наставник обучающих программ
В 2020 году я завершила годовое обучение на бизнес-коуча, прошла сертификацию в ICF (International Coach Federation) и стала проводить первые коуч-сессии. О себе говорила так: «Я коуч и помогаю достигать целей». Обо всем и ни о чем, верно? Пять лет назад слово «коуч» было мало кому знакомо, и люди, которые видели мои объявления в группах в соцсетях и чатах, не понимали, чем я могу им помочь и надо ли им ко мне обращаться. Я и сама тогда этого не понимала. Просто знала, что могу помочь прояснить цель, разобраться, как к ней прийти, и составить план действий. В то время я проводила 3−4 сессии в месяц, в основном разовые, с очень разными клиентами, которые редко возвращались.
Чтобы изменить ситуацию, важно было определяться с нишей, целевой аудиторией, темой, смыслом — со всем, что составляет основу любого бизнеса. А главное — понять, в чем моя уникальность и конкурентное преимущество.

Сделать это помогли вопросы:

  • что мне нравится делать больше всего?
  • что приносит максимальное удовлетворение и энергию?
Отвечая на них, я поняла, что мне интересно структурировать, придавать логичность, выстраивать системы и связывать элементы в единое целое.

Так я сосредоточилась на бизнес-планировании: проведении стратегических сессий и внедрении гибкого планирования для индивидуальных предпринимателей и владельцев малого бизнеса.
Чтобы укрепить свой личный бренд как бизнес-коуча, я выстроила свою стратегию продвижения так, чтобы люди ассоциировали меня с такими понятиями, как «бизнес-план», «бизнес-стратегия», «структура» и «четкость».
Выстраивая стратегию продвижения, я сделала следующее:
  • создала понятное описание в телеграм-канале и странице во «ВКонтакте»;
  • написала короткую самопрезентацию и презентую себя в чатах обучений, нетворкингов и других — везде, где можно о себе коротко рассказать;
  • начала посещать живые мероприятия, знакомлюсь с интересными людьми и четко говорю, что провожу стратсессии по планированию;
  • заявляю о себе как спикере на мероприятиях именно по теме планирования, стратегии и постановки задач, хотя могу выступить и на другие темы (коучинг, ограничивающие убеждения, лидерство), но фокусируюсь на основном;
  • веду свой телеграм-канал, где рассказываю о важности стратегического и тактического планирования, делюсь лайфхаками;
  • пишу статьи для VC.ru, TenChat, «Яндекс Дзен», где также раскрываю эту тему;
  • зарегистрировалась как бизнес-коуч на агрегаторах и подробно описала, с кем работаю и какие услуги предоставляю;
  • рассказываю, на чем специализируюсь и чем могу помочь везде, где это уместно.
Со временем друзья и знакомые стали обращаться ко мне за советами по планированию.
Найти свою тему, ставшую основой для формирования личного бренда, мне помогли:
Персональное наставничество с маркетологом. Именно она помогла мне найти важные смыслы моей профессии: что я хочу работать с собственниками малого бизнеса и планирую работать вдолгую, поэтому важно сопровождать клиента, а не проводить разовые сессии. Также мы составили понятную линейку моих услуг: сейчас это стратсессия по годовому планированию + 3/6/12 месяцев сопровождения.

Обучение на курсе «Продающий телеграм», где я отточила навыки самопрезентации: кто я, что предлагаю и с кем работаю. Я бизнес-коуч, провожу стратсессии по годовому планированию, работаю с малым бизнесом.

Тренировка насмотренности: я наблюдала, как специалисты в разных областях говорят о себе и своей уникальности. Кто-то обучает продажам через переписки, кто-то проводит тренинги только по продажам либо работает исключительно с темами денег. Я обращала внимание на тех экспертов, чье позиционирование привлекало своей ясностью, и складывала себе в копилочку.
5 проверенных на практике техник, которые помогли выстроить понятное и четкое позиционирование
1
Опрос знакомых, клиентов, коллег, партнеров: я попросила их поделиться тем, какие ассоциации у них вызываю. Основными моими характеристиками были: четкость, структура, дисциплина, поддержка, легкость.
2
Определение своих сильных сторон: я выписала качества, которыми горжусь, отметила, что в работе у меня получается лучше всего: раскладывать по полочкам, структурировать и выстраивать понятную логику, эмпатия и умение слышать, принятие людей такими, какие они есть, умение держать фокус на главном.
3
Работа с разными клиентами: это помогло лучше понять себя как профессионала, определить, что мне нравится, а что не очень. Например, запросы, связанные с личными ситуациями — переезд, отношения в семье, карьерный рост — мне были не столь интересны. Больше всего привлекала работа с теми, кто занимается своим делом, развивает собственный бизнес. Это, как правило, амбициозные люди, готовые брать на себя ответственность, и мне было очень важно помогать им с бизнес-запросами. Я чувствовала причастность к развитию их дела, и это очень вдохновляло.
4
Вопросы, заданные себе: что мне интересно в жизни в целом? Какие темы вызывают вдохновение, желание углубиться и изучить больше. Про что я покупаю книги и смотрю интервью? Я выделила: бизнес, развитие, как личное, так и профессиональное, развитие команды, компании.
5
Упражнение, которое подсказали на одном из обучений.

Задайте себе вопросы:

  • что меня раздражает в работе коллег или людей смежных профессий, отраслей, и что именно (и как) я делаю в тех же ситуациях иначе?
  • как я считаю нужно это делать?
  • я действительно все делаю именно так?
Ответы на эти вопросы могут стать еще одним аспектом индивидуальности.
Личный бренд: промежуточные итоги
Мой путь к формированию личного бренда только начался, и все же полтора года работы принесли ощутимые результаты.

Я уверена в себе и четко транслирую темы, смыслы и проблемы, с которыми работаю. В своих соцсетях, на меропритиях, нетворкингах и в других местах, где общаюсь с людьми, смело говорю: «Я бизнес-коуч, провожу сессии по годовому планированию бизнеса, внедряю систему гибкого планирования. Работаю с малым бизнесом и индивидуальными предпринимателями».

Ко мне стали приходить клиенты — собственники бизнеса, которые утонули в рутине и операционке, и им важно структурировать свои задачи и задачи команды. Сейчас у меня в долгосрочной работе пять клиентов.

Я знаю, о чем писать в своем телеграм-канале: планирование, истории клиентов, лайфхаки и техники — основа моего экспертного контента.

Я стала смелее и чаще ходить на мероприятия и знакомиться с интересными людьми, предлагать себя в качестве эксперта и спикера в теме планирования. Уже приняла участие в нескольких марафонах, была на прямых эфирах у владельцев бизнеса (продажи на маркетплейсе и рекламное агентство). Именно потому, что знаю, кто я и чем могу быть полезна.
Ко мне обратилась одна из подписчиц и пригласила поучаствовать в публичной стратегической сессии в Школе управления СКОЛКОВО в качестве модератора. Это масштабный проект, где обсуждалась молодежная повестка нашей страны и наш вклад в будущее детей. В обсуждении и разработке решений принимали участие предприниматели, общественные деятели, лидеры мнений, политики. Уверена, что мое участие состоялось в том числе благодаря правильной ассоциации, которую мне удалось сформировать в сознании целевой аудитории: «Ольга Тукунова — стратегия и планирование».
Фото: Александр Старк
Фото: Александр Старк
Выводы, к которым я пришла:
  • чем лучше мы знаем себя, признаем свое и отметаем наносное, тем проще нам быть узнаваемым на фоне других;
  • люди очень восприимчивы (порой неосознанно) к фальши и несоответствию между тем, что мы транслируем, и чем являемся. Мода на успешный успех прошла. Сейчас мода на искренность и естественность. Поэтому важно быть собой, а не казаться тем, кем не являемся;
  • проявляться — это нормально. Мы для того и пришли в этот мир, чтобы быть видимыми.
Читайте также: