Личный бренд для интроверта: как продвигаться, оставаясь собой

Согласно исследованиям ресурса, который занимается глобальной статистикой, в нашей стране проживает 53,9% интровертов. С этой информацией можно поспорить, но учитывать особенности типа личности при построении личного бренда стоит. Ведь наш мир, как принято считать, заточен под коммуникабельных экстравертов, в то время как интроверты предпочитают оставаться вне публичного поля и строят коммуникацию в личном, а не массовом формате.
Светлана Гринькова
ExHRBP «Эльдорадо», CEO рекрутингового агентства, карьерный консультант по портфельной карьере
Опыт подсказывает, что когда говорят о личном бренде, часто представляют себе активное ведение соцсетей, публичные выступления и масштабные вложения. Мой путь был иным: я интроверт, для меня публичность — зона дискомфорта. Но это не помешало мне выстроить узнаваемый личный бренд без вложений и рекламы —  благодаря интуитивным действиям и выстраиванию с коллегами, партнерами и потенциальными клиентами человеческих отношений.

Как я поняла, что у меня есть личный бренд

Я всегда чувствовала себя уверенно и комфортно в личном общении, но старалась избегать широкой аудитории. Поначалу это не создавало проблем, но со временем ситуация изменилась: поскольку я работала эйчаром в крупной компании, в мои должностные обязанности входило проведение обучения и выступления на встречах с руководителями и командой. Внутреннее сопротивление мешало профессиональному росту, и я поняла, что пришло время что-то менять.

Кроме того, я осознала, что для специалиста моего уровня важно развивать личный бренд эксперта. Он должен подтверждать мою профессиональную репутацию и способствовать укреплению доверия со стороны коллег и партнеров.
Тогда же меня начали приглашать на круглые столы, встречи клубов предпринимателей, радио и телевидение. Я встречала много интересных кандидатов в том числе из сферы управления персоналом при закрытии вакансий. Очень скоро меня стали ассоциировать с экспертизой в HR и как «самому известному HR-специалисту города» предложили создать клуб, который бы объединил профессионалов нашей сферы деятельности. Для меня это стало шоком, поскольку я не осознавала, что уже обладаю личным брендом.
Первую встречу HR-клуба я организовала, обзвонив специалистов, с которыми уже была знакома: все поддержали идею и пришли. Сейчас мы встречаемся раз в квартал в разных компаниях города и обсуждаем актуальные темы. Ежедневно в чате обмениваемся опытом, запрашиваем друг у друга рекомендации, нужные контакты, трудоустраиваем кандидатов, делимся полезной информацией, анонсами мероприятий, поддерживаем друг друга — то есть делаем все то, ради чего создавался клуб. У нас нет взносов, запрещена реклама, но несколько раз я монетизировала свой актив, организовывая мероприятия и закрывая вакансии.
Я понимала, что личный бренд — это ассоциации, которые возникают в сознании людей при упоминании имени бизнес-персоны, и решила разобраться, как меня воспринимают другие.
Однажды за чашечкой кофе я спросила коллег и знакомых: «Какая я? Что делаю лучше всего?». Ответы удивили: «легко знакомишься с новыми людьми, знаешь тренды, делишься опытом, системно, не перегружено отдаешь информацию, не выставляя счет за каждый совет», «умеешь зарабатывать, при этом много видишь: путешествуешь и бываешь на мероприятиях». Так я получила обратную связь и увидела свой бренд глазами моего окружения: бренд профессионального, знающего тренды и делящегося информацией эйчара.

То, что казалось мне обыденным, другие считали моей уникальностью. Осознав это, я проанализировала, что именно делала до этого момента интуитивно.

Выделила следующее:
1
Нетворкинг на мероприятиях


  • посещала обучающие мероприятия, знакомилась с новыми людьми;
  • брала не количеством слов, а качеством контактов: искренне интересовалась сферой деятельности и интересами собеседника, приглашала встретиться за рамками мероприятия, если находились общие темы;
  • старалась запоминать, кто чем занимается, чтобы быть полезной. Это один из секретов нетворкинга: сначала давать человеку пользу и поддержку — например делиться полезной информацией, интересными событиями, рекомендовать его другим как эксперта и т. д.
2
Работа с кандидатами


  • будучи директором по персоналу, я сохраняла отношения с кандидатами, подписывалась на их соцсети, мы оставались в поле зрения друг друга;
  • мои социальные сети росли органично: люди сами начинали следить за мной, хотя я не вела их активно — выкладывала лишь мероприятия и фотографии из путешествий.

Даже без регулярного ведения соцсетей я начала получать предложения о работе и заказы на подбор персонала. Это происходило благодаря кругу контактов, т. к. в профессиональных кругах я стала ассоциироваться с рекрутингом, а также карьерным консультированием и рекомендациям клиентов, которые остались довольны, работая со мной.

Это подтолкнуло меня более подробно изучить искусство нетворкинга:

  • проанализировать, откуда ко мне уже приходят клиенты;
  • ввести реферальное вознаграждение для рекомендателей;
  • посещать тренинги Натальи Френкель и Алены Владимирской;
  • прочитать книги «Русский нетворкинг» Александра Кравцова и "Из связей — в князи, или Современный нетворкинг по-русски" Максима Чернова;
  • практиковать на мероприятиях и организовывать свои нетворкинги.

Полученные знания помогли использовать законы нетворкинга, а также другие инструменты более осознанно.

Инструменты, которые помогают мне в продвижении личного бренда

1
Короткие презентации о себе
Я подготовила несколько вариантов самопрезентации по формуле:

Кто вы?
«Здравствуйте! Меня зовут Светлана, я карьерный консультант с опытом в HR более 15 лет».

Про что вы?
«Специализируюсь на построении портфельной карьеры. Мои рекомендации помогли десяткам специалистов найти несколько видов занятости и увеличить доход».

Ваша цель?
«Сейчас ищу возможности для совместных проектов и новых знакомств».

Каждый раз я меняла презентацию под аудиторию и задачу.
Это помогло быстро и понятно объяснять, чем могу быть полезна, и спустя время получить заказы на поиск персонала.
2
Фото и follow-up

  • после знакомства с человеком предлагала сделать совместное фото и отправить его в Telegram с кратким списком тем, по которым можем быть полезны друг другу;
  • возвращалась к этим контактам: отправляла вакансии, исследования, конференции, поздравляла с праздниками, исходя из интересов, которые мы обсудили.
Скриншоты с примерами того, как сохранить контакты и не забыть, где и когда вы познакомились с тем или иным специалистом, а также чем можете быть полезны друг другу
Такой подход укреплял связи и делал меня заметной в профессиональном сообществе.

Что НЕ сработало 


Попытки копировать чужие модели публичности вызывали внутренний дискомфорт и не давали эффекта. Пробовала сотрудничество с продюсером, но поняла, что приукрашивать реальность и создавать видимость без содержательной основы не соответствует моим ценностям.

Ожидание быстрого результата — например, получения заказов на подбор персонала сразу после знакомства. Я поняла, что личный бренд формируется постепенно, и заказы начинают поступать спустя месяцы, когда у клиента возникает потребность и он вспоминает, кто сможет ее закрыть, или начинает спрашивать окружение, которое рекомендует тебя.

выводы

Конкретные шаги, которые помогли мне в продвижении личного бренда эксперта:

  • запрос обратной связи у ближайшего окружения, благодаря чему увидела свою уникальность;
  • использование коротких презентаций о себе для новых знакомств;
  • активное поддержание контактов после встреч.

Я проанализировала полученные результаты в формате «было — стало» и могу отметить следующее:
Было:
  • неосознанная активность, страх публичности;
  • отсутствие развитых соцсетей, все держалось только на личных контактах;
  • отсутствие стратегии продвижения.
Стало:
  • узнаваемый эксперт в HR, приглашения на проекты;
  • органический рост аудитории в социальных сетях, предложения о работе;
  • понимание своих сильных сторон (знание трендов и ориентация на клиента) и способов продвижения.
Отсюда я сделала выводы, что личный бренд — это не про соцсети, а про то, с чем вас ассоциируют люди. В малом городе репутация и сарафанное радио работают лучше, чем онлайн-продвижение. Но главное — не надо бояться быть собой: часто искренность и желание помогать формируют бренд лучше любых вложений.
Даже если вы интроверт, можно стать узнаваемым экспертом через личные связи и последовательные действия.
Фото: из личного архива Светланой Гриньковой
Читайте также: