Контентная слепота: в чем причины
и как с ней бороться?
Автор статьи:
Александра Аверина - продюсер запусков, контент-продюсер и PR.
Контентная слепота — явление, при котором пользователи игнорируют рекламу, а порой и полезный контент из-за избытка информации вокруг. Сегодня это боль, с которой борется каждый эксперт, стремящийся донести смыслы до целевой аудитории. Если личный бренд еще не стал широко известным, усилия, как правило, напрасны. Разберемся, почему люди не реагируют на ваши посты.

Обидно, если тщательно продуманный пост, в который вложены силы и время, оказывается незамеченным. Особенно неприятно, когда значительные суммы уходят на продакшн, вы соблюдаете все структурные требования — reels не дольше минуты, качественный визуал, триггеры, полезный контент, а количество просмотров мизерное.
Неудачи, которые становятся регулярными, лишают мотивации работать в этом направлении.

Почему так происходит?

3 основные причины, по которым ваш контент игнорируют

Мозг современного человека напоминает фильтр спама. Добавьте сюда кризис внимания — и вот ваш пост уже не выделяется среди огромного потока информации. Но есть и другие причины.

1. Неуникальный контент
Большинство авторов повторяет друг за другом и при этом удивляется, что удержать внимание аудитории стало сложнее, чем когда-либо.
Представьте, что вы и еще 1000 зрителей пришли на конференцию на самый большой стадион. Все спикеры выходят на сцену в порядке очереди и говорят одно и то же. Сколько времени вы выдержите, прежде чем сбежите оттуда?
В эпоху «копировать — вставить» уникальность — ваше единственное оружие. Сейчас как раз то время, когда не нужно из себя кого-то строить: важно быть живым и оставаться собой.

2. Псевдоэкспертность
Доверие — валюта XXI века, а так называемые гуру устроили инфляцию: сегодня на рынке столько псевдоэкспертов, что люди, воспользовавшиеся их советами или услугами, уже успели обжечься, и не единожды. Теперь пользователи осторожны, а крайне низкий кредит доверия распространился на всех создателей контента.
Чтобы зацепить внимание аудитории, нужно постараться выделиться и не прибегать к дешевому маркетингу.

3. Попытки навязать
Люди устали от бесконечных рекламных фокусов и прекрасно считывают приемчики из самых плохих курсов по продажам. Поэтому любой контент, который хоть как-то это напоминает, пролистывается со скоростью света.
Не стоит забывать: пользователи хотят видеть аутентичность, а не очередную попытку что-то им навязать. Отсюда совет: работая над контентом, думайте о своей аудитории, как о друзьях, а не как о клиентах.

Причины найдены, теперь надо понять, что делать.

5 форматов, которые пробьют баннерную слепоту аудитории и заставят задержаться на вашем контенте

Эти приемы хорошо себя показали в ряде проектов, где личный бренд эксперта еще не имеет широкой известности: они не позволят вашей информации утонуть в массовом потоке. Статистика и конкретные примеры помогут понять, как адаптировать их для своих задач.

1. Покажите, как работают фишки известных брендов на своем примере
Все пытаются представить свои кейсы. Однако когда новая аудитория видит демонстрацию ваших достижений, ей чаще всего все равно. Причина в том, что она вас не знает. Даже если вы классный эксперт, раскройте результат иначе:

  • возьмите представителя с громким именем в вашей нише, разберите его кейс и в конце сравните со своим опытом. Например, вы достигли аналогичного результата или применили такие же инструменты, как знаменитость, добавили что-то свое и получили впечатляющий результат с первого раза;
  • сделайте разбор зарубежных фишек или громких инфоповодов из западного маркетинга и свяжите их со своим опытом.
Пример: можно взять историю IKEA. Когда они открыли свои первые магазины, продажи были низкие. Далее компания провела исследование целевой аудитории и выяснила, что, хотя американцам и нравилась простота дизайна, они хотели, чтобы мебель соответствовала более крупным размерам их домов. После этого продажи стали бить рекорды.

Вы можете провести параллель, рассказав о своем проекте, где также провели качественный CastDev и тем самым увеличили продажи на X%. Далее не просите подписаться на вас (сейчас это не работает!), а сделайте грамотный призыв. Для этого стоит:

  • подготовить контентный чек-лист, который соответствует теме ролика. В данном примере подойдет шаблон анализа целевой аудитории или же гайд, как провести анализ ЦА и заработать на нем первые Х рублей;
  • сказать в ролике, что необходимо написать кодовое слово в комментариях, после которого человек получит лид-магнит: чек-лист, шаблон, гайд и т. д.;
  • подключить на выбранное слово бот, который будет сам моментально рассылать бонус и проверять подписку.
Важно! Такой формат не стоит делать всегда с призывом на кодовые фразы: можно вообще не делать, особенно если вы только начинаете раскручивать соцсети или долгое время не могли пробить стеклянный потолок по охватам.

В одном из проектов, в котором часто используется такой формат, он дал такие цифры:

2. Провоцируйте грамотно
Социально-острые темы всегда хорошо выстреливают. Однако этот формат подойдет только тем, кто умеет грамотно провоцировать и у кого это будет органично смотреться.
Пример: темы богатых и бедных, мужчин и женщин, современный инфобизнес — это провал, и все в этом духе. Провокации собирают комментарии, а комментарии — хорошее касание с вашим контентом, которое двигает его в рекомендации.

Такие цифры удалось собрать, когда в одном из проектов выводили аккаунт из теневого бана:

3. Включите креатив
Огромное заблуждение, что создание креатива — долго, дорого и вообще «это только для творческих». Абсолютно нет!
Его можно сделать буквально из всего. Используйте все возможное, чтобы найти свое и начать выделяться. С таким раскрытием даже самая заезженная тема заставит пользователя задержаться.

Пример: тему «Тренды в маркетинге на 2024 год» можно подать как скучное видео с говорящей головой, а можно затемнить помещение, включить тусклый свет, взять карты Таро и разыграть сценку, где встревоженный эксперт приходит к гадалке и жалуется на проблемы с продажами, а гадалка томным голосом рассказывает о трендах на 2024 год.

Вот результаты, которых удалось достичь с клиентом благодаря такому формату. Этот аккаунт поднимался с нуля, до того было не более двух тысяч просмотров:

4. Экспериментируйте
Это классный формат, в котором не нужно привлекать чужие истории. Здесь хватит живой локации — не в студии, а той, которая соответствует вашей теме. При этом в монтаж стоит добавить вставки, подходящие под историю повествования. Начинать такой контент лучше с фразы: «Год назад я поставил эксперимент».

Пример: когда возникла необходимость бесплатно набрать регистрации на вебинар, решено было сделать анонс вебинара в reels, что изначально предполагает небольшое количество заявок, так как это прямой призыв. Была протестирована гипотеза этого формата, в результате удалось собрать 812 бесплатных заявок:

5. Используйте мемы, но аккуратно
Почему аккуратно? Потому что, если злоупотреблять или делать их на слишком общие темы, вы привлечете не свою целевую аудиторию. И когда будете выкладывать экспертный контент, она никак не будет реагировать, потому что изначально пришла просто посмеяться. Нет реакций — нет касаний, соответственно, алгоритмы считают ваш контент неинтересным. Поэтому идеально брать свою нишу и использовать такой контент на разбивку, а не как основную сюжетную линию.

Мемы, которые понятны и над которыми не нужно думать, легко собирают от нескольких сотен тысяч и выше:

Не бойтесь экспериментировать и выходить за рамки привычного. Вдохновляйтесь историями других, но создавайте собственные, потому что ваш контент должен отражать вас и вашу страсть к тому, что вы делаете. Люди идут на энергию, подачу, эмоции, а не за очередной «Википедией». Вооружитесь этими форматами, добавьте немного личного обаяния и отправляйтесь покорять сердца и умы своей аудитории. Вы заслуживаете быть замеченными, и с правильным подходом у вас обязательно все получится!

Контентную слепоту побеждает тот, кто умеет выделяться и знает, как остаться в памяти. Помните: смелость завоевывает сердца миллионов.