Что такое коллаборация и как она помогает продвигать личный бренд

Коллаборация предполагает взаимовыгодное сотрудничество в рамках одной рекламной кампании или продукта для достижения общих целей либо создания чего-то нового. Рассказываем, как она работает и чем отличается от других инструментов продвижения.
Суть коллаборации
Коллаборация — это взаимовыгодное сотрудничество нескольких персон или брендов.

Она позволяет объединить разные навыки, опыт и ресурсы для взаимной поддержки и достижения лучших результатов. Такое взаимодействие не воспринимается целевой аудиторией как реклама и отличается от кросс-промо.

Реклама, как правило, представляет собой платное спонсорское сотрудничество, например, когда бренд платит блогеру или эксперту за продвижение своих продуктов или услуг. В этом случае акцент делается на рекламируемом продукте, однако контент не основан на личных предпочтениях или опыте блогера/эксперта. Реклама включает явные упоминания бренда, а также ссылки на его сайт.

Кросс-промо предполагает, что каждый из участников упоминает продукты или услуги партнера, например, в постах, ссылках и т. д. Делается это в основном для расширения своей аудитории за счет взаимных рекомендаций.

В отличие от других маркетинговых инструментов коллаборация предполагает взаимовыгодное партнерство разных брендов, компаний, персон, а не просто предоставление услуг или прав другой компании на использование торговой марки, логотипа либо интеллектуальной собственности в обмен на лицензионные платежи или сборы. Это равноправное сотрудничество включает совместное проектирование, разработку и реализацию продукта/услуги.
Коллаборация брендов: какие задачи можно решить с ее помощью?
Совместная работа над проектами позволяет:
1
сокращать затраты на покупку рекламы, поскольку участники могут объединить свои ресурсы, навыки и знания для создания эффективной маркетинговой стратегии. Например, делиться контактами, ресурсами и экспертизой, чтобы создать совместную рекламную кампанию или провести мероприятие;
2
«переливать» аудитории благодаря обмену знаниями и опытом в рамках коллаборации: участники могут рекомендовать друг друга подписчикам или клиентам и таким образом расширять свои ЦА;
3
повышать лояльность и доверие ЦА: в рамках сотрудничества бренды могут предложить клиентам совместные акции или общие программы лояльности. Это укрепляет связь между брендами и клиентами, позволяет аудитории воспользоваться преимуществами от такого взаимодействия.
Например, осенью 2024-го приключенческая ролевая игра Genshin Impact и «Додо Пицца» провели масштабную коллаборацию «Вкусное путешествие», в рамках которой игроки, купившие конкретную продукцию пиццерии, получили официальный мерч и внутриигровые подарки. ЦА — любители игр и вкусной еды. Цель — объединение нескольких крупных комьюнити, что, по замыслу маркетологов, идет на пользу обоим брендам.
Варианты сотрудничества

Личности с личностью — другими экспертами или лидерами мнений в своей отрасли: совместное проведение мероприятий, создание контентных продуктов или взаимное продвижение на своих платформах.

В чем польза? В данном случае коллаборация позволяет обмениваться знаниями и опытом с коллегами и/или расширять свою аудиторию за счет привлечения публики партнеров.
Пример — журналист и блогер Надежда Стрелец, ведущая авторского канала «Стрелец-молодец», которая регулярно выкладывает видеоинтервью с медийными персонами — актерами, политиками, лидерами мнений, представителями компаний на актуальные темы.
Бренда и личности. Такое взаимодействие может включать совместную рекламу, спонсорство мероприятий или совместные проекты.

В чем польза? Медийной персоне это помогает укрепить персональный бренд, экспертную позицию, расширить свою аудиторию. Бренду — повысить доверие и привлечь внимание новой аудитории: т. к. блогеры часто делятся отзывами и рекомендациями, их поддержка может быть более авторитетной для зрителей, чем обычная реклама.

Пример — коллаборация Сбера с блогерами Машей Миногаровой и Натали Ящук в Telegram-канале банка. Цель — привлечь внимание к Сбер Прайм и Зеленому дню.
Другой пример из недавних — коллаборация Befree с сериалом «Комбинация»: бренд создал коллекцию, посвященную фильму, в котором показано становление первого советского гёрлз-бэнда. Для презентации проекта Befree позвал блогера и телеведущую Вику Чуму. В итоге общее количество просмотров в запрещенной сети и ТГ бренда в общей сложности собрали 127+ тыс. просмотров.
Бренда и бренда. Эта коллаборация представляет собой сотрудничество двух или более брендов для создания совместной продукции или предоставления совместных услуг.

В чем польза? Позволяет объединить экспертизу разных компаний и каждой из них получить доступ к новым рынкам, аудитории и возможностям продвижения.
Пример — создание совместной коллекции одежды или аксессуаров, как это сделали летом 2024-го два российских бренда: изделий из экзотической кожи GK-Mod и одежды SVETLANA BOGDANOVA.
Успешная коллаборация: как выбрать партнера?
Коллаборации могут быть полезны практически для всех, кто строит личный бренд, однако есть нюансы, которые надо учитывать при выборе партнера.

Важно, чтобы он имел:
  • положительную репутацию в своей отрасли;
  • продукцию либо предоставляемые услуги высокого качества, ведь их придется рекомендовать своим подписчикам;
  • опыт работы в сфере коллабораций, т. к. это повысит вероятность успешного сотрудничества.
Коллаборации подойдут тем, кто имеет:

  • схожую ЦА, чтобы коллаборация была логичной и интересной для всех участников;
  • аналогичные ценности и цели: чтобы эффективно работать вместе, такое сотрудничество должно быть согласовано и естественно для обоих партнеров;
  • желание расширить ЦА: коллаборация — шанс сделать это за счет аудитории партнера.

Особенно полезно такое сотрудничество, когда партнеры обладают взаимодополняющими навыками и экспертизой. Это позволит создать более ценное предложение для аудиторий.
Когда не стоит делать коллаборации?
Отказаться придется в том случае, если у потенциальных партнеров:
  • ЦА слишком разные и нет точек пересечения. В этом случае сотрудничество может не иметь смысла с точки зрения предпочтений аудиторий;
  • разные ценности, цели, стратегия. Это может привести к несогласованности действий и отсутствию нужного эффекта;
  • конкурирующие продукты или услуги. В таком случае может возникнуть конфликт интересов, что нежелательно для обеих сторон;
  • недостаточная коммуникация и сотрудничество: коллаборация требует тесного взаимодействия. Если одна из сторон не готова работать в команде и делиться идеями, время будет потрачено впустую.
Как использовать коллаборации для развития личного бренда?
С помощью взаимодействия можно:
1
расширить аудиторию;
2
повысить экспертный статус: сотрудничество с другими специалистами в своей нише или индустрии может укрепить репутацию участников как профессионалов в глазах ЦА;
3
создать новый контент: совместные блоги, видео или подкасты;
4
получить дополнительные возможности — шанс привлечь новых клиентов, партнеров, инвесторов, спонсоров.
Чек-лист по организации коллаборации
1
Выберите подходящего партнера: ищите компании или бренды, которые имеют схожую аудиторию, ценности, стратегии и взгляды на бизнес.
2
Обозначьте конкретные цели, которых хотите достичь через коллаборацию.
3
Разработайте концепцию продукта, которая будет сочетать уникальные особенности обоих брендов и заинтересует ЦА.
4
Подготовьте план действий:

  • обсудите и запланируйте мероприятия, акции и кампании, которые помогут достичь целей коллаборации;
  • определите роли и обязанности каждого партнера, а также сроки выполнения задач;
  • определите бюджет, который будет выделен на создание совместного продукта, его продвижение и маркетинговую кампанию;
  • убедитесь, что каждый партнер получит значимую выгоду от коллаборации. Это может быть расширение аудитории, увеличение продаж, повышение узнаваемости бренда и т. д.
5
Постарайтесь создать синергетический эффект, чтобы все участники получили больше, чем могли бы достичь самостоятельно.
6
Убедитесь, что бренды и коммуникация каждого партнера согласованы и продвигают совместную идею коллаборации. Создать единое впечатление и узнаваемость для клиентов поможет использование общего стиля, дизайна и т. д. Для этого оба бренда должны иметь ясное представление о своих ЦА и их предпочтениях.
7
Создайте продукт, который будет соответствовать концепции и ожиданиям обеих сторон.
8
Установите метрики и измеряйте результаты вашего сотрудничества: анализируйте успехи и неудачи и используйте эти данные для внесения корректив в будущие коллаборации и планирование маркетинговых стратегий.
Анализ эффективности
Можно использовать следующие показатели:

  • увеличение продаж;
  • рост узнаваемости бренда;
  • увеличение числа подписчиков в социальных сетях;
  • отзывы ЦА;
  • стоимость привлечения новых клиентов (если в рамках коллаборации она оказалась ниже, чем при проведении обычной маркетинговой кампании, это также говорит об успешности);
  • рост лояльности клиентов.
Реакция аудитории: зачем за ней следить и оценивать результаты?
Даже громкие имена участников не застрахуют от неудач. Если в информационном поле появятся отрицательные отзывы, это может негативно сказаться на персональном бренде медийной личности или компании.

Ошибиться можно не только с выбором звезды, но и с подачей информации. Согласитесь: не раз увидев рекламу какого-либо продукта или компании, у вас возникало чувство: что-то в ней не то. Как будто и продукт хороший, и креатив присутствует, и персона в кадре известная, но все вместе выглядит как эклектика. Из-за этого возникает диссонанс, который мешает восприятию рекламы.

Если в информационном поле по какой-либо причине появятся отрицательные отзывы, это может негативно сказаться на персональном бренде медийной личности и компании.
Пример — в 2023-м Adidas прекратила сотрудничество с рэпером Ye (Канье Уэст), после того как он сделал антисемитские и расистские заявления. Линия Yeezy приносила Adidas более 40% дохода. Но из-за расторжения контракта и компания, и рэпер потеряли миллиарды. Плюс репутационные потери.
Коллаборации позволяют развивать личный бренд, так как помогают установить связи с другими экспертами, получить доступ к новым аудиториям, повысить качество контента и открывают новые возможности для развития. При грамотном подходе они облегчают достижение поставленных задач.
Читайте также: