Как вести параллельно несколько бизнесов. Истории предпринимателей

Некоторые люди не останавливаются на запуске единственной компании: попробовав силы в одной области, они начинают исследовать новые. Так становятся серийными предпринимателями. Развивать несколько проектов одновременно — непросто, особенно если они в разных сферах. У наших героев есть такой опыт. О том, как им это удается, о достижениях и сложностях, с которыми пришлось столкнуться, а также сделанных выводах, они рассказали нашему изданию.
Я художник в бизнесе. Это не просто красивая формулировка. Мой бизнес основан на внедрении навыков профессионального художника в разнообразные корпоративные активности.

После художественной школы мне довелось поработать в самых разных сферах и ипостасях — от журналиста и модели до коммерческого директора в сфере недвижимости. На определенном этапе пришло понимание того, что хочется монетизировать именно свое творчество, а также помочь продавать свои услуги другим художникам.

Началось всё в сфере ивента: я организовывала разнообразные арт-активности — от welcome-зон (зоны приветствия) до арт-тимбилдинга. Постепенно появилась команда, которая к началу пандемии успела сделать себе имя. Известные события прилично ударили по ивент-сфере, и мы частично ушли в онлайн.

У нас появилось достаточно свободного времени, поэтому мы решили попробовать себя в сфере корпоративных подарков — занялись ручной росписью елочных шаров. Спрос оказался выше ожидаемого!

Когда ивент вновь начал набирать обороты, у меня уже было два фактически обособленных бизнеса. Причем с 2021-го по 2024 год площадь мастерской проекта с елочными шарами выросла с 50 кв. м до 200 кв. м.

Хотя оба бизнеса связаны с творчеством, и везде используется труд художников, по своей сути они совсем разные. Ивент-часть — это продажа услуг, а в корпоративных подарках — товаров. Поэтому требуется совершенно разный подход ко многим вещам, начиная от общения с клиентами и заканчивая доставкой и подписанием соответствующих актов. Требования к арт-тимбилдингу и елочным шарам, которые пойдут в подарок топ-менеджерам серьезной корпорации, тоже разные.

В ближайшее время планируем запустить еще одно полноценное направление — грузоперевозки дальнего следования.

Как удается контролировать все процессы?

Помогают делегирование и CRM-система. В процессе работы появились люди, на которых можно возложить часть актуальных задач и просто контролировать исполнение по определенному чек-листу. Очень важно качественно настроить CRM и ERP, чтобы снять с себя значительную часть задач, связанных с учетом и контролем: например, на ивентах используется очень много инвентаря, не говоря уже о подарках.

Главное — делегировать полномочия таким образом, чтобы каждый точно знал свою часть работы и при этом не мог с успехом заменить меня и открыть свой бизнес.

Поэтому каждый в команде занимается своим делом. Менеджер по продажам коммуницирует с клиентами, менеджер проекта организует мероприятие и контролирует работу художников на нем. Еще есть закупщики, кладовщики, обычные художники.

Пока все работает не идеально, но с каждым шагом в этом направлении у меня появляется больше времени на решение глобальных вопросов.

Вывод: чтобы добиться такого результата, важно не жалеть времени на подготовку подробных и понятных инструкций, а также формирование требований к сотрудникам. Если обучение и контроль понятны исполнителям, это разгружает руководителя при расширении команды и замене тех или иных специалистов.

Анна Либер
Ведущий художник и основатель Studio Anna Liber
Я многорукий многоног: с 2018 года развиваюсь в инфобизнесе как эксперт по личному бренду, с 2021-го работаю как интервьюер, создаю свои проекты на YouTube, а с 2023-го руковожу кофейней, которую мы открыли вместе с мужем.

В каждом из этих проектов мы с командой выстраиваем стратегию и процессы, анализируем рынок и конкурентов, создаем контент и многое другое. И конечно, каждое направление требует от меня вовлеченности.

Изначально мне было тяжело совмещать три бизнеса: времени и ресурса не хватало, чтобы качественно работать во всех направлениях. Я работала 24/7, мало общалась с друзьями, совершенно не отдыхала и в итоге выгорала настолько, что мой организм говорил мне: «Пока!».

Но со временем я научилась с этим работать. Мне помогли такие правила:

Правило №1: делегировать.
Я поняла, что своей команде нужно передавать ответственность. Нам кажется, что мы делегируем, а на самом деле весь груз ответственности несем на себе, и от этого наш мозг работает за двоих, а значит, смысла в формальной передаче никакого нет! Я начала доверять сотрудникам и позволять им разделять ответственность за общие решения и общее развитие бизнеса.

Правило №2: структурировать.
Созвоны, где я оглашала задачи, у меня работали отвратительно. Сотрудники терялись без оцифровки и дедлайнов, поэтому я искала возможность структурировать задачи и нашла приложение YouGile. Тут есть самые важные показатели, которые помогают наладить процесс: имя ответственного, дедлайны, статус задачи и т. д.

Правило №3: разделять роли.
Я приверженец того, что каждый должен выполнять свою работу. Взять одного помощника на все бизнесы — значит запутать его и минимизировать эффективность. Для каждого направления деятельности должна быть своя команда, свои ответственные люди, где каждый имеет конкретные обязанности. У нас это правило работает даже с мужем, чтобы у каждого были своя роль и задачи, и границы не размывались.

Вывод: только после внедрения четких правил в голове пропал хаос. Следовательно, его нет ни в команде, ни в бизнесе.

Влада Овсянникова
Имидж-продюсер, предприниматель и тележурналист, автор шоу-подкаста на YouTube «Свидание с экспертом»
Более двадцати лет я являюсь предпринимателем и веду параллельно несколько бизнесов. Конечно, так было не всегда.

Мой первый бизнес был продуктовым: я арендовал несколько павильонов на продовольственном рынке и торговал продуктами питания. В команде тогда работало 25 сотрудников: продавцы, грузчик, экспедитор, бухгалтер и я как водитель и директор одновременно. Как только бизнес начал приносить существенный доход, я задумался над запуском еще одного.

Так у меня появился компьютерный клуб, при котором я открыл магазин по продаже компакт-дисков.

Время шло, и бизнес с продуктами питания давал стабильную прибыль, в то время как компьютерный клуб был около точки безубыточности.

Но бизнесы как дети: в первые три года развития требуют все больше внимания. Если ты его не уделяешь, происходит кризис или банкротство. Так случилось и в моей жизни.

Пришлось закрыть сначала продуктовый бизнес, а за ним и компьютерный.

На несколько лет я ушел в наём, чтобы отдать долги и накопить подушку безопасности для нового старта. За шесть лет я сделал головокружительную карьеру от страхового агента до директора известной страховой компании, а затем снова стал бизнесменом.

В этот раз я открыл агентство недвижимости и за полгода вырастил коллектив до 30 человек.

Когда прибыль стала стабильной и предсказуемой, я запустил второе направление. Я решил остаться в выбранной нише, и вместе с двумя партнерами открыл строительную компанию. За год компания стала лидером рынка в своем регионе, и мы запланировали расширение в другой регион страны, пока не наступил очередной кризис.

Вывод: жизнь предпринимателя — постоянные взлеты и падения, как на американских горках. И каждый выбирает сам: сконцентрироваться на одном бизнесе или вести сразу несколько. Главное — верить в то, что все получится, и каждый день работать над улучшением своего дела.

Артур Юсупов
Основатель Академии бизнес-навыков
Изначально я занимался и занимаюсь производством БАДов и уходовой косметики. Однако мне приходится вести параллельно несколько направлений бизнеса. Причина в том, что в определенный период жизни я сталкивался с тем, что не могу найти товар или услугу, которые бы полностью удовлетворяли моим запросам и потребностям.

Например, носки, которые мы все носим, сдавливают сосуды и служат очагом возникновения различных патологий. Я разработал такую модель носков, которые бы не пережимали ток лимфы и крови. Так возникло направление производства носков «Виватон».

Далее передо мной возникла новая дилемма: в магазинах практически не найти полезные и вкусные продукты питания — все с сахаром и на дрожжах. Тогда мне пришла идея создать сушки, конфеты и десерты без сахара, дрожжей и даже без меда. Таким образом у меня появилось еще одно направление — продукты питания. Я сам пользуюсь своими товарами и услугами, поэтому могу гарантировать их качество.

Есть стереотип, что расширять производство очень затратно и сложно. Но это не так. Если бизнесмен хочет расширить бизнес, добавить новое направление, ему стоит найти человека, который уже занимается подобным направлением.

Я готов дать модуль по производству своих продуктов, стать наставником. И таких, как я, немало.

Моему бизнесу в России более 40 лет, я выхожу на международный уровень.

За годы предпринимательской деятельности я понял, что все в наших руках. Важно искать возможности. Например, сейчас государство предлагает выгодные условия кредитования, если есть потребность в закупке дополнительного оборудования.

Сейчас планирую изготавливать свой хлеб и даже мыло. Особенность моих продуктов еще и в том, что во всех находится матрица «Виватон», которая оздоравливает организм человека.

Вывод: моя многонаправленность — вынужденная мера. Так я реализую свои потребности в профессиональном модуле. Мне нужны качественные продукты, и я следую известному выражению: хочешь сделать хорошо — сделай сам.

Александр Савёлов-Дерябин
Основатель и генеральный директор компании «Виватон»
Ведение нескольких бизнесов одновременно может показаться сложным, но на самом деле это вполне реально. Серийные предприниматели учатся на своих ошибках, адаптируются к изменениям на рынке и используют опыт из одного проекта для достижения успеха в другом. Кроме того, несколько бизнесов — это возможность диверсифицировать доходы и снизить риски. Даже если один проект не приносит ожидаемого результата, другие могут компенсировать потери, позволяя перераспределять ресурсы и сохранять стабильность.