Как продвигаться с помощью чат-ботов в Telegram

Telegram превратился из мессенджера в мощный инструмент для бизнеса, маркетинга и активности сообществ. Чат-боты ТГ — программы, которые могут выполнять множество задач: от автоматизации приема заказов до предоставления справочной информации. Эксперты поделились опытом продвижения с их помощью.

Чат-бот — это мини-приложение, встроенное в мессенджер Telegram. Обычно боты используются для автоматизации повторяющихся задач, таких как ответы на вопросы, загрузка файлов или запуск витрины товаров.
Автор статьи:
Евгений Картуха — разработчик чат-ботов, руководитель студии Tiger Digital.

Чат-боты Telegram, которые востребованы в бизнесе

  • Бот-консультант. Помогает совершать покупки и оформлять заказы прямо в мессенджере. Также может помочь с выбором товаров, оформлением доставки и оплатой.

  • Бот-квалификатор. Проводит опрос клиента, собирает данные с его согласия и предлагает совершить целевое действие, после этого передает данные в клиентскую базу.

  • Транзакционный бот. Выполняет различные транзакции с денежными средствами — например, принимает или отклоняет оплату, оповещает о продлении подписки, предоставляет доступ к оплаченному товару или сервису.

  • Информационный бот. Предназначен для предоставления информации и ответов на вопросы пользователей. Поможет узнавать новости о компании, расписание событий и другую полезную информацию.

  • Сервисный бот. Выполняет простые функции сервисной поддержки пользователей, отвечает на часто задаваемые вопросы и направляет вопросы к менеджеру.

  • Бот-визитка. Представляет информацию о компании. Может содержать основные контактные данные, описание деятельности и отзывы, предложит запись на консультацию.

  • Бот-квиз. Предлагает пройти викторины или поучаствовать в играх в формате вопрос — ответ. В конце подталкивает к целевому действию: оставить данные, записаться на консультацию и пр.

  • Бот для онлайн-школы. Предоставляет курсы/уроки в онлайн-формате. Пользователи получают учебные материалы, задают вопросы, отправляют выполненные работы кураторам и получают сертификаты об успешном прохождении.

Наши эксперты поделились опытом использования этого инструмента.
История №1: Виртуальный ассистент для маркетингового агентства
Эксперт: Алиса, владелец маркетингового агентства в Санкт-Петербурге.

Задача: повысить эффективность работы и взаимодействия с клиентами.

Проблема: не хватало инструментов и каналов коммуникации.
Опыт использования чат-бота: «Мы внедрили чат-бота на наш основной канал Telegram, соцсети и сайт, предоставляя ему задачи знакомства с компанией, ее кейсами, услугами, с возможностью оставить заявку и делать рассылки по базе подписчиков», — рассказывает Алиса.

Результат: «Результаты нас порадовали. Бот значительно сократил нагрузку на наших менеджеров, также мы заметили, что дальнейший контакт клиента с отделом продаж стал более теплым, т. к. клиент уже ознакомился с нашей компанией и доверял ей».

Кроме того, запуск обучения, встреч и акций автоматически анонсировались ботом, что освобождало человеческий ресурс агентства для более творческих задач. Ведя статистику и отслеживая успехи, Алиса поняла, что чат-бот стал неотъемлемой частью агентства. Несмотря на сомнения, которые были вначале, это решение не только помогло агентству оптимизировать процессы, но и привлекло новых клиентов и удержало действующих.
История №2: Сервис по подбору психолога с помощью чат-бота
Эксперты: Екатерина и Анастасия, психологи, которые давно начали практику онлайн-консультирования.

Задача: создать уютное и доверительное пространство для своих клиентов.

Проблема: не было возможности обрабатывать все запросы, подбирать специалиста под каждый запрос клиента.
Так возникла идея создать чат-бота, который бы помог с первичным выявлением запроса и направлял клиентов к нужному специалисту.

Опыт использования чат-бота: «Сначала мы восприняли эту идею с недоверием — все-таки настоящего человека не заменишь. Но затем разработали концепцию бота, который может предварительно узнать проблему и запрос клиента, ответить на стандартные вопросы, позволяет записаться на консультацию и оплатить ее», — рассказали Анастасия и Екатерина.

Результат: «Мы довольны тем, что получилось», — резюмируют эксперты.
История №3: Общение с клиентами в сфере здоровья и фитнеса
Эксперт: Андрей, сертифицированный наставник по фитнесу и здоровому питанию, сотрудничающий с частными клиентами и спортивными центрами.

Задачи: обеспечить поддержку клиентов в формате 24/7, оптимизировать работу с типичными вопросами, чтобы освободить время для решения других задач.

Проблема: дефицит времени.«Моя работа требует постоянного контакта с клиентами, а это стало совершенно невозможно. Даже когда я делил время между тренировками, оно уходило на то, чтобы ответить на сотни вопросов и напоминаний», — говорит Андрей.

Опыт использования чат-бота: Андрей использует чат-бот, который не только напоминает клиентам об упражнениях и расписаниях, но и предоставляет базовую информацию о питании и здоровом образе жизни.

Результат: «Теперь каждый клиент может получить ответ на стандартный вопрос в несколько секунд, что повысило лояльность и вовлеченность», — делится специалист.

После внедрения чат-бота появилась возможность сосредоточиться на создании более персонализированных программ и индивидуальных консультациях. Бот обеспечил поддержку 24/7, а клиентская база за первые полгода выросла на 40%.
Выводы
Чат-боты в Telegram:
  • являются мощным инструментом для бизнеса и реализации творческих идей;
  • могут не только облегчить выполнение повседневных задач, но привлечь новых клиентов и повысить лояльность существующих;
  • требуют индивидуального подхода: необходимо адаптировать инструмент под собственные задачи и цели, а не использовать как готовое решение на все случаи жизни;
  • способны заменить часть рутинных обязанностей, автоматизировать процессы, повысить эффективность работы;
  • не заменят человеческое общение с пользователями и клиентами, поскольку личный контакт все равно остается ключевым для любого дела.