Как озаглавить статью, чтобы ее прочитали

7 правил создания успешного заголовка

Автор: Серафима Баженова, руководитель отдела по взаимодействию со СМИ агентства персонального брендинга BAKERS
Удачный заголовок, способный заинтересовать аудиторию, — 50% успеха статьи: другого шанса произвести первое впечатление и убедить прочитать материал у вас не будет.

Название — визитная карточка статьи

«Как корабль назовешь, так он и поплывет», — справедливо заметил мультяшный капитан Врунгель. Эти слова вполне можно отнести к заголовку, который должен заинтриговать в первое мгновение и вызвать желание узнать, о чем пойдет речь. Заголовок — единственное, на чем человек задерживает взгляд, прежде чем перелистнуть страницу журнала или перейти на другой сайт. К тому же, название служит для читателя указателем того, что он движется в верном направлении. И если оно не заинтересует, человек пройдет мимо, а им вполне может оказаться редактор издания, в котором вы мечтаете опубликовать свой текст, или ваш потенциальный клиент.

Чтобы статья была замечена, вызвала желание принять такой материал для публикации в СМИ либо подписаться на ваш блог в соцсетях, — следуйте правилам. Они помогут вывести статью в топ выдачи сайтов поиска, заставят дочитать текст до конца, а затем расшаривать его в сети.
1
Заголовок должен обещать читателю, что он получит пользу от прочтения статьи, т. е. вызывать интерес у целевой аудитории. Этот прием активно используют все ведущие СМИ. Он может содержать:

  • призыв к действию: «Инвестируй как Билл Гейтс!»;
  • обещание раскрыть секреты: «Лучший способ похудеть в домашних условиях», «Секрет It-girls в Instagram»;
  • акцент на быстром решении проблемы: «Как научиться легко запоминать текст любой сложности», «Как быстро и эффективно выучить иностранный язык»; «Как быстро зарядить телефон»;
  • стимул: «Бесплатный вебинар», «Бонусы за вступление», «Создать сайт бесплатно».
2
В названии статьи можно (и полезно с точки зрения SEO) использовать цифры — это также поможет подчеркнуть ценность статьи, например: «8 летних приключений, которые перевернут ваше сознание», «11 вещей, которые полезно иметь в рабочем гардеробе летом», «7 способов использовать аналитику, чтобы подобрать новые темы для блога», «8 преимуществ вебинара перед конференцией вживую», «12 правил успешных юристов».
3
Заголовок помогает сузить круг читателей, четко обозначив целевую аудиторию, например: «Правила общения с клиентами в мессенджерах», «Искусственный интеллект для чайников», «Как открыть ИП в 2019 году», «Необычные способы рисования без кисти и карандашей».
4
Он должен создавать интригу: для этого можно пользоваться образными заголовками, включать метафоры или необычные сравнения, например: «Лев в клетке: тест-драйв Lamborghini Huracan EVO», «Новая физиогномика: как привлечь ₽150 млн на распознание личности по фото», «Включи мозги: зачем нужен ЗОЖ, если нас скоро заменят роботы?», «Как качество среды обитания влияет на привлечение инвестиций?».
5
Название может быть сформулировано с помощью вопроса: этот прием позволяет наладить диалог с аудиторией с первой минуты: «Как внедрить KPI и не навредить бизнесу?», «Год без покупок: как отказаться от бессмысленных трат?», «Как понять, что SEO-специалисты вас обманывают?»; «Где взять идею для бизнеса?».
6
Заголовок должен быть лаконичен: состоять из 5−7 слов и не содержать сложных конструкций. Если соблюсти золотое правило «краткость — сестра таланта» не удается, можно использовать подзаголовки, которые будут раскрывать суть статьи, чтобы не уходить в многословие. Например: «Адюльтер со словарем. Новый фильм Оливье Ассаяса «Двойная жизнь», «Спектакль в ухе. В Москве появился Мобильный художественный театр», «К 5G подключают стартапы. Операторы начали поиск новых партнеров».
7
Создавая заголовок, нельзя забывать о SEO, т.к. это особенно важно для интернет-порталов (а сейчас любое СМИ — даже печатное — представлено интернет-версией). Именно по SEO-заголовкам поисковые системы Google и «Яндекс» определяют, насколько тема статьи отвечает запросам, которые вводят пользователи. Получить информацию по ключевым запросам в месяц можно с помощью сервиса для оценки пользовательского интереса к конкретным тематикам wordstat. Для этого достаточно ввести интересующее вас слово или словосочетание и нажать кнопку «Подобрать». А затем использовать ключевые слова в заголовке.
Сочетая несколько способов из предложенных выше, вы получите действительно крутой, цепляющий заголовок — и ваши статьи с удовольствием прочитают. Конечно, если сам материал не разочарует: важно, чтобы заявленный в заголовке посыл оправдал ожидания аудитории, иначе в следующий раз вам просто не поверят.