Как поменялось продвижение в личном брендинге с 2014 по 2025 год
Автор: Екатерина Кононова, основатель агентства персонального брендинга BAKERS, бренд-советник предпринимателей и экспертов, автор методологии «бренд-режиссура»
Я работаю в сфере создания и продвижения личного бренда более одиннадцати лет — с 2013-го. Расскажу, как менялись подходы, каналы продвижения и лидеры, потому что паттерны прошлого и текущие тренды помогают лучше понять, что нас ждет в будущем. Итак…
2014 – 2016

Если ты хоть как-то проявлялся, уже мог занять значимое место в индустрии. Да, были эксперты вроде Игоря Манна, Глеба Архангельского и Андрея Парабеллума, которых назвали номером один в какой-то сфере, и большинство покорно с этим согласились. Кстати, сделать фотосессию в то время было целым событием!
  • Основные каналы
    СМИ, выступления, ведение VK, дублирование в Instagram*. Если ты написал книгу — вообще вау!
  • Кто был лидером
    Тот, кто не боялся заявить о себе, потому что к публичной проявленности относились с настороженностью: мол, чего ты так откровенен и напорист?
2016 — 2019

В 2016 году появились Stories в Instagram*, и люди перевернули телефоны. Сейчас это кажется вполне естественным, но тогда горизонтальная ориентация была базой.

Контент постепенно становится ежедневным. И до этого некоторые блогеры публиковали фото и тексты ежедневно, но теперь соцсети стали активно этому потворствовать.

Появляются гивы, где ради потенциального выигрыша люди начинают подписываться на десятки незнакомцев, процветают накрутки, резко появляются блогеры-миллионники.

Если раньше аудиторией обладали звезды, то теперь любой предприимчивый человек мог стать звездой внутри конкретной соцсети.

В YouTube появляются каналы предпринимателей «Жизнь Би» и «Трансформатор», ролики «Бизнес-молодости» набирают сотни тысяч просмотров, и возникает новый шоу-бизнес.
  • Основные каналы
    Instagram*, СМИ, YouTube.
  • Кто был лидером
    Тот, кто достаточно открыт, чтобы пускать в свою жизнь незнакомцев, а также те, кто не боялись инвестировать в получение трафика.
2019 – 2022

Пандемия заперла людей со всего мира по домам и онлайн стал чем-то нормальным.

TikTok изменил концепцию, которую продвигал YouTube. Если раньше в почете было создание чего-то оригинального, то теперь стало важнее повторить что-то уже залетевшее, добавив немного своего. Это открыло ворота в контент тем, кто сам не готов был создавать смыслы, но обладал нарциссическими субличностями, которые хотели проявленности.

В 2021-м Instagram* повторил TikTok и запустил Reels. Сейчас кажется это странным, но в начале он даже приплачивал блогерам.
«Инфлюенсер с 50 тысячами подписчиков получил за свой ролик 1000 долларов, а блогеры с более обширной аудиторией могли заработать всего 600 долларов. Один пользователь Reddit рассказал, что соцсеть заплатила ему 35 тыс. долларов за видео, которое посмотрели 58,3 млн раз», — писал 12 в ноябре 2021 года портал «Собака.ру».
Происходит переворот в соцсетях: появляется поток органического трафика, стать звездой может кто угодно, главное, чтобы это вызывало реакции у большего количества людей.

На какой-то момент резко взлетел Clubhouse — приложение, которое давало возможность общаться голосом в групповых чатах. Казалось, что некоторые бросили работать и постоянно находились в общении с незнакомцами. К 2022-му в русскоязычном сегменте о нем забыли.

В это же время появилась текущая конфигурация инфобизнеса: если раньше знания и консалтинг продавали преимущественно через вебинары и бесплатные встречи, то теперь появилось понятие «прогрев», и Instagram* стал главным инструментом.

Значимость офлайн-инструментов стала заметно падать: условное взаимодействие со СМИ стало рудиментом, это делали по старинке. Зарождается культура Telegram-каналов.
  • Основные каналы
    Instagram, TikTok, начинается создание авторских YouTube-каналов.
  • Кто был лидером
    Тот, кто не боялся пробовать постоянно новые форматы от соцсетей, а также осваивать новую профессию блогера.
2022 – 2024

Февральские события и последующие ограничения привели к тому, что в Instagram* остались только те, кто реально любил эту соцсеть. Если раньше можно было настроить таргет и получить заказы или подписчиков, то теперь там только блогеры с серым ценообразованием.
Reels набирают обороты. Русскоязычный сегмент включает традиционную смекалку и начинает выдавать полезные материалы за подписку. VK давал возможность настроить таргетинг, но кто там реально сидел?

Появляется TenChat — профессиональная сеть, в которой контент делали по остаточному принципу.

Люди вспомнили о YouTube (там ведь тоже можно получать органический трафик) и начали снимать свой контент.

Происходит расцвет Telegram, куда блогеры переводили аудиторию из уже запрещенного в России в Instagram*. Часть возвращается в инсту, часть находят, что в телеге можно не париться по поводу оформления, и начинают использовать каналы как главную площадку. Кто-то работает гибридно, публикуя что-то в Instagram* и переводя в Telegram.
Офлайн становится все более востребованным. Продаж вживую больше.

Бюджеты уже не влияют на успех, как раньше. Человек с командой из десяти человек может проигрывать в охватах парню где-то в деревушке малоизвестной страны.

Контракты с иностранными авторами книг закончились, так что многие решили воспользоваться возможностью и написать свою книгу.

Нейросети развились до такой стадии, что появились аватары в Instagram и осмысленные боты-комментаторы в Telegram (уверена, этот пост тоже один из них прокомментирует).
  • Основные каналы
    Telegram, Instagram*, YouTube, офлайн, книги.
  • Кто был лидером
    Те, кто начал относиться к личному продвижению как к бизнесу — расчеты, гипотезы, дисциплина.
2025

Главный вывод, с которым всем нужно смириться, — теперь счет идет на секунды. Условно, становится критичным, будет ли среднее удержание в 21-ю или 22-ю секунду на ролике длительностью в 34 секунды.

YouTube, скорее всего, замедлят, и видеоконтент вынуждено мигрирует в VK. При этом текущие возможности органического трафика там — слезы.

Нейросети не помогут создавать выдающийся контент. За успешными кейсами все также находятся смышленые профессионалы.
Все, кто планирует строить личный бренд, должны выбрать: вы делаете это для себя, рассчитываете на чудо залетного успеха или начинаете разбираться в тонкостях. Даже самые дорогие команды не смогут создать вам личный бренд без вашего вовлечения.
Об остальных трендах слушайте в двадцатиминутном подкасте.
* Принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ.