Как избавиться от того, что отвлекает от главного: советы психолога

Автор статьи: Вадим Качалкин — семейный психолог, сексолог, кандидат политических наук.
На пути саморазвития возможны различные препятствия — например, отвлекающие факторы или недостаточная организованность. Причины могут быть как психические, так связанные с отсутствием необходимых навыков самоорганизации. О том, что мешает концентрироваться на основных задачах, в том числе при построении личного бренда, и как с этим справиться, рассказал психолог Вадим Качалкин.
Чаще всего к психическим причинам относится незавершенный процесс самоопределенности, когда человек сомневается в своем выборе или сделал его без учета собственных профессиональных талантов. Например, вдохновился в социальных сетях чьим-то успехом в сфере пиара и рекламы и захотел так же. На самом деле его таланты могут лучше раскрыться, например, в области художественного творчества, и тогда добиться успеха в продвижении своего бренда или продукта можно будет без традиционной рекламы.
Как найти правильную мотивацию?
1.Не используйте ложные источники мотивации, к которым относятся:

  • стремление доказать своим родителям, что вы лучше и успешнее, чем они думали и что они не правы: «Вы еще пожалеете о том, что так думали обо мне!»;
  • попытка доказать жене/мужу, партнеру: «Я могу обойтись без тебя, я от тебя не завишу»;
  • желание победить, конкурируя с подругами, друзьями, соседями: «Я тоже так могу, я не хуже вас»;
  • желание изменить к лучшему жизнь своих детей: «Мои дети никогда не будут жить так, как я! Я все для этого сделаю».
Почему эти источники мотивации ненадежные? В них нет главного: вас. На такой мотивации человек старается не ради себя, а хочет доказать другим, какой он успешный. Рано или поздно такая мотивация сыпется, и вместо нее приходит опустошение, разочарование, выгорание.

Важно помнить: закон жизни заключается в том, чтобы вы создали и прожили именно свою жизнь, а не чужую.

2.Найдите настоящий источник мотивации.
Критерии успешной самоопределенности — рост ради себя по принципу: потому что я этого хочу, мне это нравится, мне в этом хорошо. Индикатор — живой личный интерес, стремление и любовь к своему делу ради личностного роста.
Как сосредоточиться на достижении своих целей?
Используйте эмоциональный барометр.
Обратите внимание, проявляется ли у вас живой интерес, стремление делать то, что вы для себя выбрали:
  • если это так, вы на верном пути: живой интерес и искреннее стремление продвигаться в выбранном направлении — показатель вашей предрасположенности к тому или иному занятию;
  • если интерес слабый и нужно себя каждый раз заставлять, продолжайте поиск.

Расширьте поиск:
  • вспомните о детской мечте: кем вы хотели стать? Например, актрисой. Но из-за того, что в семье никто этим не занимался, вы получили другое образование, однако работа по специальности не вдохновляет. Отсюда желание ее поменять: вопрос в том, на что. В данном случае детская мечта говорит о тяге к публичности и аплодисментам. Реализовать ее можно не только в актерстве: выйдите на сцену в качестве спикера, ведущего, организатора мероприятий. В отличие от карьеры в кино, это доступно многим. Мотивация будет сильной, поскольку процесс деятельности — публичное выступление — соответствует мечте;
  • проанализируйте свои увлечения. Что всегда нравилось делать? На какой кружок вы бежали с радостью? В этой сфере деятельности много энергии и интереса.

Если вспомнили такие занятия, постарайтесь построить профессиональный путь в данной сфере. Для этого есть конкретные алгоритмы.
Соблюдайте принцип последовательности
Если человек действительно определился с выбором деятельности, но его часто отвлекают от главной цели разные процессы, чаще всего это говорит о том, что нарушен принцип последовательности либо навыки концентрации слабые.
Принцип последовательности заложен во всем: смене времен года, появлении почек на деревьях, и только затем цветов, прежде чем ребенок начнет ходить, он учится ползать и т. д. Известный коуч Стивен Кови в книге «Семь навыков высокоэффективных людей» сформулировал его так: «сначала делайте то, что нужно делать сначала».

Как это работает в повседневной жизни?
Например, человек, став профессионалом в конкретной сфере, начинает развивать личный блог. Чтобы добиться результата, необходимо регулярно делать фото и видео, писать и публиковать посты, заводить партнерские отношения. При этом нередко у многих остаются незавершенные задачи — бытовые, связанные со здоровьем, какие-то обязательства перед знакомыми или бывшими коллегами. Все это отвлекает внимание, требует времени и сил. Что делать?
Как освободить время и найти силы для развития нового дела
Шаг № 1. Очистить пространство: закройте все подвисшие вопросы. Освободив время и голову от прежних обязательств, можно впускать в свою жизнь новое.

Шаг № 2. Выстроить иерархию приоритетов. Прислушайтесь к совету Гете: «То, что значит больше, никогда не должно подчиняться тому, что значит меньше». Без чего невозможен успех? Без здоровья. Поэтому оно всегда должно быть в приоритете.

Шаг № 3. Навести порядок в быту. Бытовые хлопоты отвлекают, если эти вопросы не согласованы с членами семьи и не доведены до автоматизма. Позаботьтесь о том, чтобы они не мешали.
3 правила, которые помогут управлять бытовыми задачами
  • Распределите обязанности. Справедливо, когда каждый член семьи, в том числе дети, имеют свой набор бытовых обязательств. Важно, чтобы каждый сам взял ответственность за дело, которое у него лучше получается. Поэтому для решения этого вопроса желательно собрать семейный совет и на равных обсудить, кто чем будет заниматься.

  • Добивайтесь такой организации быта, чтобы каждая вещь — даже мелкая — имела свое место. Это не только удобно технически, но и экономит время. В этом случае вам не придется искать документы или дипломы.

  • Не откладывайте на потом. Доводите бытовые задачи до автоматизма — это тоже экономит время и помогает спокойно концентрироваться на профессиональных задачах.
Если принцип последовательности нарушается, рост будет волнообразным, с периодами торможения и спада.
Выбор сделан, принцип последовательности соблюдается, но при этом концентрироваться на главных задачах по-прежнему сложно? Значит, стоит поработать над развитием навыка концентрации.
Как научиться концентрации: чек-лист

  1. Заранее освободите время для вашего дела.
  2. Выберите подходящее пространство — рабочий кабинет, комнату в квартире, любимое место в кофейне и т. д.
  3. Предупредите близких и партнеров, что в эти часы не сможете быть на связи.
  4. Отключите телефон или уберите звук.
  5. Договариваетесь с собой о том, что, например, в отведенные два часа вы решаете только конкретные задачи и ничего больше: пишете пост и придумываете тему контента на следующую неделю, выбираете фото и т. д.

Даже если текст не идет — не страшно: первое время такое возможно. Важно оставаться на одном месте и погрузиться в конкретное занятие. Это гуманный способ оттачивать концентрацию.

Как подготовить рабочее пространство
Не менее важно, чтобы помещение для работы было грамотно подготовлено. Протестировать это можно через основные органы восприятия: зрение, слух, обоняние, ощущения:
  • позаботьтесь о том, чтобы ничто не отвлекало ваше зрительное внимание: закройте лишние вкладки на экране, откажитесь от просмотра соцсетей, уберите мелочи с рабочего стола;
  • избавьтесь от шума. Если вы в кафе, где много людей, или в соседней комнате громко играют дети, используйте наушники, включив музыку для творчества или медитации;
  • наполните помещение приятным ароматом. Запахи влияют на эмоции, а эмоции — на характер умственной деятельности. Аромасвечи, запах кофе или другой на ваш выбор помогут настроиться на рабочий процесс;
  • не забывайте об ощущениях: они также важны, ведь все в нашем организме взаимосвязано. Удобное кресло и комфортная одежда помогут быстрее сосредоточиться на задаче.

Эти подходы и принципы на практике выполнить несложно, если присутствует главное условие — ваше личное решение выйти на качественно новый уровень самореализации. Все остальное — технология.
Читайте также: