Как бесплатно публиковаться в СМИ
Автор: Серафима Баженова, старший PR-менеджер Okdesk
Продвижение личного бренда без публикаций в СМИ — как самолет с одной турбиной. Конечно, и такое существует! Но с двумя турбинами и привычнее, и надежнее, и эффективнее. Как публиковаться бесплатно, читайте в нашей статье.
Обязательное условие продвижения личного бренда в СМИ — быть экспертом в своей области. Нельзя начинать работу со средствами массовой информации без подтвержденного опыта. СМИ должны получать от вас профессиональный и полезный контент. Но необходимо не просто создавать образ эксперта, а быть им. Это единственное, чему мы не сможем вас научить. Остальное в работе со СМИ — дело техники.

Обозначьте задачи

Прежде чем приступать к работе со СМИ, определитесь, надо ли это вам.

Задачи по продвижению личного бренда в СМИ можно условно разделить на три категории:
  • имиджевые;
  • привлечение внимания целевых аудиторий;
  • направленные на повышение лояльности.
К имиджевым можно отнести наполнение поисковой выдачи по ключевым запросам, а лояльность клиентов отлично повышает наполнение блока на сайте «СМИ о нас».

Подготовьтесь к работе со СМИ

При выборе СМИ для публикации ориентируйтесь не только на поставленные задачи, но и на то, что читает ваша целевая аудитория. Например, если вы предоставляете услуги для домохозяек, то вряд ли вам будет полезна публикация на «Хабре». Просто так рассказывать о своей компании бессмысленно: важно понимать, какого эффекта вы добиваетесь от публикации материала. Поэтому сообщите ЦА о том, какие вопросы вы решаете и чем конкретно занимаетесь. Чем больше каналов коммуникации вы используете, тем большее количество людей о вас узнает.

Создайте таблицу (медиакарту), где будут обозначены все СМИ, которые читает ваша ЦА. Занесите в нее: название и тираж, для интернет-порталов — посещаемость, характеристику и охват аудитории, контакты редакции и возможные для публикации ваших материалов рубрики. Таблицу лучше разбить на категории: «Бизнес-СМИ», «Массмедиа», «Отраслевые СМИ» и так далее.
Шаблон медиакарты
Заполнение медиакарты — важный этап в работе со СМИ. Этот документ должен содержать полную и структурированную информацию о предстоящих активностях в СМИ. Также это инструмент медиапланирования, который дает возможность начать комплексную работу по взаимодействию сразу с несколькими СМИ. Именно поэтому пренебрегать заполнением медиакарты не стоит.

Как попасть в СМИ бесплатно

Теперь ваша главная задача — наладить отношения с редакторами и журналистами из медиакарты. Начинать лучше с новых порталов или со СМИ с небольшими охватами и тиражами. Это могут быть, например, региональные средства массовой информации.

Все публикации стоит копировать и сохранять в отдельной папке или таблице. Это поможет при анализе эффективности и даст возможность понять, какие издания и что публиковали о вас и вашей компании. В дальнейшем это понадобится для PR-аудита.

Если в самом начале работы попадание в СМИ проблематично, то можно воспользоваться простой техникой «паровоза». Вот как она действует: вы сами готовите статью, касающуюся вашей сферы деятельности, и добавляете в нее комментарии двух экспертов — непрямых конкурентов. Например, ими могут быть руководители организаций, имена которых на слуху, занимающиеся аналитикой на вашем рынке. Третий комментарий в материале — ваш. Такая статья может заинтересовать СМИ благодаря известности имен двух других экспертов. Ваш комментарий тоже оставят, особенно, если он будет полезным и нетривиальным: ничего лишнего — все грамотно, аргументировано и по существу. Так вы не только появитесь на страницах СМИ, но будете в окружении авторитетных экспертов, а также установите контакты с журналистами.

Налаживаем контакты

Повысить узнаваемость можно, либо увеличив число изданий, освещающих связанную с вами информацию, либо количество опубликованных материалов. Инициируйте знакомство с журналистами и позаботьтесь о том, чтобы материалы о деятельности вашей компании выходили регулярно. Заинтересуйте в себе представителей СМИ, став для них полезным источником комментариев и экспертного мнения в своей сфере.

Продолжительное сотрудничество с изданиями выгодно как вам (чтобы получить публикации), так и журналистам, которым постоянно нужен материал, интересный для читательской аудитории.

Наладить контакты с изданиями можно в профильных сообществах соцсетей, на мероприятиях, где бывают интересующие вас журналисты, и даже на журфаке вузов. Еще один вариант — попросить поделиться их контактами знакомых.

Интерес редакций может вызвать также предложение провести корпоративное мероприятие, связанное с деятельностью вашей фирмы. Например, если у вас кулинарная студия, организуйте для сотрудников издания бесплатный мастер-класс по приготовлению быстрого ужина для всей семьи.
Публикации в СМИ — эффективный инструмент продвижения личного бренда. Прокачивайте свою экспертность, делитесь с журналистами качественным контентом и не забывайте подходить к работе системно. Тогда результат не заставит себя ждать и СМИ будут говорить о вас.
Читайте также: