#новости

Повлияет ли изоляция интернета на личный брендинг?

Автор: Серафима Баженова, руководитель пресс-службы BAKERS
Не так давно Госдума в первом чтении одобрила законопроект об изоляции российского сегмента интернета. Чем может обернуться принятие закона для отечественных пользователей и как это повлияет на индустрию селф-продвижения?
Всемирная паутина vs кибербезопасность

По словам законотворцев, отключение России от глобальной сети — один из возможных вариантов усиления давления со стороны США. Потому главная цель проекта — обеспечить работу интернета в России не зависимо от воздействий со стороны. Эта мера защитит от кибератак, оградит данные, которыми обмениваются отечественные пользователи, от поступления за рубеж и позволит нам стать более независимыми.

Но в сознании многих это известие сразу вызвало образы тоталитарного государства из романов Оруэлла и Замятина. И нарисовало картинки из их осовремененной версии — нашумевшего сериала «История одной служанки», действие которого происходит в вымышленной стране, изолированной от мира.

Попробуем разобраться, возможна ли такая интернет-изоляция в России и последуем ли мы примеру Китая, создавшего внутренний интернет. А также могут ли эти процессы затронуть стремительно развивающуюся нишу персонального продвижения.
По техническим причинам

В настоящее время американские компании действительно контролируют значительную часть инфраструктуры, которая поддерживает интернет и теоретически такое отключение возможно, поскольку штаб-квартира ICANN находится в США. Однако член правления ICANN по техническим вопросам Дэвида Конрада считает, что это бы лишь усложнило коммуникацию, но привело бы к ограниченному эффекту. Он уточнил, что ущерб для интернета как глобального рынка и средства коммуникации намного превысил бы выгоду.

О том, что в целях оказания давления такой инструмент действенен, но физически нереализуем, рассказал в своем интервью ресурсу Rusbase куратор школы IT и информационной безопасности HackerU Алексей Гришин. По его мнению, для такой изоляции одного решения США недостаточно. Его должны поддержать все без исключения страны и не пускать Россию в «свой» интернет. Однако такие действия принесли бы несоизмеримый ущерб всему миру. Т. е. то, что США реализует «угрозу», маловероятно.
Китайский сценарий?

Некоторые эксперты предлагают рассмотреть китайский вариант интернет-суверенитета, где в рамках проекта «Золотой щит» уже давно произошло импортозамещение. Там вполне успешно работают свои интернет-ресурсы, созданы соцсети (с 626 млн пользователей), где место запрещенного Facebook принадлежит QZone и Renren. Есть аналоги заблокированных иностранных мессенджеров, например, WeChat, у которого более 940 млн активных пользователей, Tencent QQ (600 млн), Weibo и другие.

Существует в КНР свой аналог YouTube, и даже не один: наиболее известные — Youku и Tudou. Они пользуются огромной популярностью у блогеров (ванхунов). Например, еще в 2017-м насчитывалось более 1,5 млн только тех, чья фанбаза составляла более 100 тысяч подписчиков. Кстати, с самыми популярными китайскими модными блогерами сотрудничают главные мировые бренды. То есть на поверку, пресловутый «Золотой щит», блокирующий доступ к запрещенным компартией ресурсам из внешнего интернета, не помешал пользователям из Поднебесной стать популярными за пределами страны и общаться с внешним миром.

Однако в России подобных трендовых заменителей на данный момент нет и, считают специалисты, вряд ли в ближайшее время появятся из-за недостаточного стимулирования IT-отрасли.

Соцсети «ВКонтакте» и «Одноклассники» как аналог Facebook, которые долгое время пользовались популярностью у отечественных пользователей, сейчас привлекают все меньше внимания.

Еще один важный момент, о котором нельзя забывать, говоря об изоляции: российские веб-сайты и компании, как правило, используют иностранное программное обеспечение и действуют на основе зарубежных операционных систем, которые базируются за пределами нашей страны. И хотя доля российского ПО в последние годы увеличивается, многие компоненты, на которых работает микроэлектронная техника, в нашей стране практически не производятся, а закупаются за границей. А если не обновлять программное обеспечение, возникнет угроза кибератак.

Таким образом, отечественная система к изоляции пока не готова, и ждать ее в ближайшие годы не стоит, говорят аналитики.
«Золотой щит» по-русски

Но если ограничения на доступ к определенным иностранным сайтам все же будут введены, в первую очередь под раздачу попадут те компании, сервера и сервисы которых находятся за рубежом. С такой ситуацией мы уже сталкивались в апреле 2018 года. Тогда в борьбе с Telegram Роскомнадзор заблокировал IP-адреса, которые после запрета у нас мессенджера компания Дурова использовала для доступа пользователей. В их числе оказались 2 миллиона адресов Google и Amazon.
Интернет-продюсер, консультант по вопросам развития и продвижения бизнеса, Александр Кот тогда рекомендовал:
«Можно дать лишь такой совет: сделать зеркала на отечественных серверах. Скорее всего, это будет дороже, но лучше так, чем никак. В качестве дополнительной меры стоит внедрить скрипты проверки работоспособности сайтов, использовать готовые сервисы или написать свои простые программы проверки доступности сайтов и интернет-сервисов».

Анастасия Маткина, основатель агентства репутации и маркетинга «Интеро», рассуждает:
«Если изоляция рунета все же произойдет, в первую очередь пострадают мультиязычные сайты и сайты компаний, ведущих бизнес в России, а потом обычные пользователи. Интересно, как поведут себя социальные сети, ведьв них уже давно переплетены пользователи со всего мира. Или иностранные соцсетизакроют по примеру LinkedIn? Но ведь ни для кого не секрет, что этим ресурсомпродолжают пользоваться в России и после запрета ее в рузоне»
Кроме того, известны случаи, когда Роскомнадзором по решению суда были закрыты интернет-ресурсы, но они оказались доступны пользователям, выходившим в интернет через различных провайдеров.

Селф-продвижение в эпоху изоляции

Если закон об изоляции будет принят, как это может повлиять на текущие тренды в персональном продвижении?
Скорее всего, никак, считает сооснователь и управляющая агентства персонального брендинга BAKERS Дарья Вахрушева:
«На деле немногие из нас лично зависят от западной индустрии. В большей степени это касается профессионалов — тех, кто обучается на Западе, отслеживает зарубежные тренды. Думаю, для большинства принятие такого закона не станет проблемой, и возможность обойти барьеры, созданные изоляцией, найдется».
Но даже если предположить самый фантастический сценарий полной изоляции (вспомним «Историю одной служанки»), то и в этом случае, уверены эксперты, это не будет иметь негативных последствий для селф-продвижения, напротив — откроет новые горизонты.

«Если интернет пропадет, продвигаться личным брендам станет сложнее, но, в основном, потому, что сейчас немногие способны выступать, заниматься нетворкингом и заявлять о себе в офлайн-среде. Людям гораздо проще что-то сделать в интернет-пространстве: разместить посты, снять и выложить видео или фотографии — контент готов. Однако те, кто сейчас прокачивает навыки публичных выступлений, актерское мастерство, ораторское искусство, окажутся в большом выигрыше, потому что смогут быстро адаптироваться к изменившимся условиям рынка», — говорит Дарья Вахрушева.

Того же мнения придерживается Анастасия Маткина: «У большинства российских компаний нет необходимости выходить на мировой рынок и как-то позиционировать себя в зарубежном интернет-пространстве. Может быть, изоляция поможет нам развиваться по собственному пути? Мир не сможет быть без России, а Россия — без остального мира. Все так опутано всемирной паутиной, что этот процесс вряд ли можно остановить».


Прогноз вполне оптимистичный. Большинство экспертов уверены: в настоящее время инициатива, вызвавшая такой резонанс, направлена на усиление контроля внутри и тестирование инфраструктуры, а о полной изоляции речь не идет.