Нематериальная мотивация сотрудников:
чат-боты, корпоративная валюта и культура благодарности

Автор статьи:
Екатерина Кобзарь - HRD digital-агентства Media 108

Практика показывает, что в настоящее время, помимо денежной мотивации, у соискателей есть запрос на комфортные условия работы, корпоративную культуру и другие бонусы. Учитывая эту тенденцию, многие работодатели уже расширяют список нематериальных поощрений. О том, как формировать корпоративную культуру, одной из ценностей которой является профессиональное и личностное развитие сотрудников, рассказала HRD digital-агентства Media 108 Екатерина Кобзарь на примере своей компании.
Во многих компаниях вся коммуникация команды проходит в общем чате в одной из социальных сетей.

До появления бота так было и в Media 108, когда все общались в Telegram-чате: поздравляли друг друга с днем рождения и общими праздниками, делали стихийные анонсы мероприятий, обменивались мемами. Бывали дни, когда чат молчал, потому что анонсировать нечего. Случалось так, что коллеги могли подолгу работать в компании, но не пересекаться по рабочим вопросам и не знать друг друга лично.

Когда в компанию приходили новые сотрудники, коммуникация замыкалась
на одном HR-менеджере и их непосредственном руководителе. Погружение
в рабочие процессы также проходило в основном через коммуникацию
с эйчаром и руководителем.

Чтобы таких ситуаций становилось меньше, решено было внедрить механику, которая бы сделала ежедневную коммуникацию между всеми сотрудниками удобной, регулярной и увлекательной, а также помогла новым сотрудникам быстрее адаптироваться в коллективе.
Автоматизация процессов
С помощью чат-ботов было автоматизировано сразу несколько процессов:
  • онбординг и адаптация нового сотрудника;
  • профильное обучение;
  • оборот корпоративной валюты;
  • запись на корпоративные мероприятия;
  • покупка мерча;
  • коммуникация команды.
В настоящее время за онбординг и адаптацию отвечает Team greetings bot,
а за автоматизацию остальных процессов — бот Coin Vault.

Coin Vault привязан к общему чату команды, в котором отображаются все операции, произведенные через бота: покупка мерча, перевод монет, благодарность коллеге, участие в розыгрыше рулетки призов и т. д.

«Привет! Я подготовил тебе чек-лист первого дня»

С этой фразы начинается приветствие нового сотрудника в Team greetings bot — чат-боте, который создан для онбординга новых сотрудников. После регистрации в нем новичок получает подробную пошаговую инструкцию
о том, что ему нужно сделать в первый рабочий день.

Процесс привыкания к новой компании, команде и задачам — второй по уровню стресса после процесса поиска новой работы. Инструменты адаптации призваны познакомить новых сотрудников с целями компании, организационной структурой, командой, внутренними процессами и мягко погрузить их в рабочие задачи. Все эти функции берет на себя чат-бот, последовательно отправляя сотруднику опросы, задачи, запрашивая обратную связь, которая сразу попадает к HR-специалистам.
Есть вопрос? Задай эйчару!
Часто во время адаптации появляются мелкие вопросы, для решения которых идти в HR-отдел кажется лишней тратой времени. И их решение может откладываться, вопросы накапливаются, и сотрудник через какое-то время может принять решение об увольнении, причиной которого станет количество нерешенных проблем.

Чтобы избежать этого, в чат-боте есть кнопка «Задать вопрос HR-у». Наличие самой кнопки мотивирует сотрудника говорить о проблеме и показывает открытость эйчаров к диалогу и их стремление помочь.
Поощрение за активность
Благодаря корпоративной валюте можно сделать привычным для коллег ежедневное выражение благодарности друг другу. Через чат-бота можно сказать спасибо сотруднику, переведя монетку или подарив мерч.

У каждого члена команды есть два счета: на покупку мерча и на перевод коллегам. Счет на перевод коллегам пополняется ежемесячно на 10 MCoins. Счет на покупки можно пополнить, получая монеты от коллег или зарабатывая их в корпоративных активностях, таких как участие
в книжном клубе, спортивных челленджах и других.

О мерче, кофе с коллегой и обеде
с руководителем
Бот также берет на себя функцию организации тимбилдинга в команде. В начале каждой недели сотрудник может записаться на Random Coffee, а в пятницу бот определяет пары. После каждой встречи коллеги отправляют фото в чат.

В корпоративном магазине есть возможность потратить монетки не только
на мерч, но и на покупку встречи с топ-менеджером.

Встреча с генеральным директором или управляющим партнером стоит
20 MCoins. Накопить их не так сложно: можно посетить встречу книжного клуба
(5 MCoins), написать рецензию на прочитанную книгу в общий чат (5 MCoins), выполнить цели в спортивном сообществе (8 MCoins) и, например, получить две монетки от коллег.
Как внедрение чат-ботов повлияло на HR-бренд
Через два года после внедрения чат-ботов текучесть кадров в компании сократилась на 30%. Обратная связь от сотрудников показала, что одним из факторов, способствовавших их положительному решению о выборе компании во время испытательного срока, стала своевременная обратная связь
и поддержка в период адаптации.

Уровень вовлеченности команды в корпоративные мероприятия вырос на 15%,
а коэффициент Лосада повысился с четырех пунктов до семи с половиной. Коэффициент Лосада — это показатель, отображающий соотношение негативных и позитивных моментов во взаимодействии с командой. Наиболее эффективны команды, в которых он находится в зоне от 2,9013 до 11,6345.

Также коммуникация команды в общем чате стала ежедневной и прозрачной, коллеги обмениваются монетками, ставят реакции на сообщения и делятся мемами на различные ситуации.
Автоматизация процессов коммуникации с помощью чат-ботов упрощает процесс общения команды и повышает частоту ежедневного взаимодействия.

Комфортность в общении между сотрудниками увеличивает их лояльность
к компании и непосредственно влияет на укрепление HR-бренда, поэтому инвестиции в автоматизацию HR возвращаются в виде растущего бренда работодателя.