Где пиарщику искать клиентов?

На фоне растущих требований рынка и сокращения числа клиентов все больше PR-специалистов задумываются о смене работы. По данным hh.ru, в 2025 году 62% пиарщиков активно ищут новые возможности, при этом для 68% решающим фактором становится возможность повысить доход. Рассказываем, где пиарщику искать клиентов в суровых реалиях сегодняшнего рынка.
основатель и СЕО коммуникационного агентства Prostoplace
Профессия PR-специалиста сегодня переживает серьезную трансформацию. Классические навыки работы со СМИ и репутацией уже не гарантируют востребованности как прежде. Красиво писать и иметь хорошие отношения с журналистами можно было еще пять лет назад, когда пиарщика оценивали по количеству вышедших публикаций. Со стремительным развитием социальных сетей стали добавляться новые требования: навыки ведения аккаунтов, взаимодействия с блогерами, организации мероприятий, кросс-промо с брендами, понимание digital-инструментов и многое другое. 
Современный PR — синтез стратегии, аналитики и знания технологий, где важно не только формулировать смыслы, но и понимать данные, аудиторию и поисковые алгоритмы. При возросшей информационной нагрузке на потребителя, обилии контента и многоканальности важно уметь разбираться во всех каналах коммуникации, чтобы грамотно доносить информацию до покупателя.

Новые правила выживания на рынке

Еще год назад поиск клиентов для PR-специалиста не представлял особой сложности: люди готовы были тратиться на продвижение, и за опытным пиарщиком выстраивались очереди. Но сегодня рынок PR изменился: клиентов стало меньше, а конкуренция выросла. При этом у специалистов по коммуникациям есть преимущество — постоянно работая с информацией, они первыми чувствуют изменения в настроениях аудитории и умеют адаптироваться. 

2025 год показал: опыт и навыки уходят на второй план, когда на первое место выходит экономия. Практика показывает: на собеседованиях и переговорах специалисту сегодня важно уметь проявлять дипломатичность, мягкость и гибкость и желание идти клиенту на встречу — например, «подвинуться» в цене или предложить больше услуг. 
PR-специалист должен уметь объяснить, какой вклад он вносит в развитие компании.

А еще хотя бы на время поиска стать собственным пиарщиком, опробовав на личном опыте разные варианты продвижения бренда имени себя.

Как это сделать в условиях жесточайшей конкуренции и когда в твоих услугах уже не нуждаются так остро, как раньше? 

Нетворкинг мертв?

Нет, он изменился и уже не работает через вечерние ивенты и обмен визиток. 

Не секрет, что этот год был сложным для всех. Вместо посещения мероприятий многие, включая меня, ушли с головой в проекты. Пришлось изучать новые законы о рекламе и т. п., глубже погружаться в каждый кейс, уделяя меньше внимания сарафанке. Плюс накопленная профессиональная усталость: быть заряженной бомбочкой, которая с улыбкой заходит на новые переговоры, в конеце года не хватает ни сил, ни настроения. 

Вот почему внимание специалистов сегодня смещается в сторону рабочих площадок и профессиональных комьюнити, где контакт можно найти без личных встреч.

Сообщества и рабочие площадки 

Профессиональные комьюнити переполнены, а закрытые чаты уже давно открыты. Но один осознанный контакт в такой среде всегда может привести к сильному клиенту. Чтобы увеличить шансы на удачу, важно развивать экспертные каналы на релевантных площадках. 

LinkedIn 

Многие мои коллеги стали проявлять активность на платформе LinkedIn, что стало своеобразным вариантом цифрового нетворкинга. Это площадка для экспертных постов, где, собрано, пожалуй, самое большое количество HR: наиболее комфортный выход на бренды, поскольку поиск собственника может занять гораздо больше времени. Так, в ответ на мои экспертные (и не только) посты в личку ко мне часто приходят с запросами, которые нам удалось закрывать агентскими усилиями или же подобрать специалиста в штат. 

HeadHunter

Когда ты используешь нетворкинг — офлайн или цифровой, — люди тебя вежливо выслушают. Но стоит учесть, что изначально у них не было потребности в твоих услугах, поэтому продать себя таким образом непросто.

На портале hh у компаний есть сформулированные запросы, то есть существует потребность, иначе бы они не разместили вакансию.

Шансы дожать сделку и договориться здесь выше, если внимательно читать описания и считывать требования. Важно откликаться, бережно относясь ко времени и энергии компании: не штурмовать вакансии в штат, если ты проектник, и четко указывать формат сотрудничества. 
В ситуации, когда сфера испытывает дефицит клиентуры, вполне логично палить из всех пушек и использовать любые каналы связи с потенциальными заказчиками. 
Мой опыт подсказывает, что чаще всего дает результат hh.ru, потому что на этом ресурсе собраны компании с четкими запросами. Но важно тестировать и другие каналы — Telegram, профильные чаты, рекомендации.

Каждая платформа решает свою задачу:

  • hh — для сделок;
  • LinkedIn — для имиджа;
  • соцсети — для демонстрации экспертизы. 

Работа с заказчиками

Есть проблема и по другую сторону баррикад. Сейчас у заказчиков выросли ожидания и снизились бюджеты — естественная реакция на экономическую неопределенность. Уровень требований к специалистам возрос, и заказчик стал настолько переборчивым, что процесс переговоров порой напоминает «игру в кальмара». Один этап, второй, третий… До финала дойдет самый упорный, но и он в конце вполне может услышать фразу: «Мы посмотрим еще». Даже если посчастливилось заполучить клиента, никто не застрахован от быстрого расторжения договора.

Такие случаи были и в нашей практике, когда клиент признавался нам, что ожидал бурный рост продаж с чеком в несколько миллионов уже через месяц. Утром еще сидели на летучке и обсуждали планы на месяц, а в обед прилетает: «Мы хотим расторгнуть договор». 

Худший вариант  — начать копаться в себе, своей стратегии и искать причину. Но тогда что делать в этой ситуации? Выдохнуть и продолжить поиск адекватного клиента, который понимает, как реально работает пиар. Он знает, что...
...PR — это долгая и кропотливая работа, которая никогда не дает быстрый результат. 
Сегодня, чтобы пиар сработал, нужно:
1
Самому протестировать продукт и убедиться, что он соответствует заявленному уровню.
2
Добиться в перегруженном инфополе эффекта 360°, что достигается высокоорганизованной командной работой: 

  • интересными соцсетями;
  • яркими коллаборациями с лидерами мнений;
  • запоминающимися спецпроектами;
  • выступлениями на профильных конференциях и выставках;
  • правильно настроенными рекламными компаниями;
  • SEO продвижением;
  • CRM-маркетингом и т. д.
Именно поэтому сегодня так важно уметь презентовать ценность своей работы в цифрах и фокусироваться на измеримых результатах, а не только на узнаваемости как раньше. И в этом нам поможет личный бренд. 

Важно правильно выбирать мероприятия для нетворкинга

Чтобы быть видимой для клиентов, я использую не только нетворкинг и активное ведение соцсетей: у меня выходят колонки в специализированных СМИ, я часто выступаю на бизнес-мероприятиях.
На одном из таких мероприятий ко мне подошла представительница крупнейшего издательства «Эксмо-АСТ» с предложением написать книгу о личном бренде.

Так у меня появился еще один инструмент продвижения и выхода на клиентов — моя книга «Без стратегии к успеху. Стань кумиром миллионов в одиночку». 
Кроме того, я подала, заявку на участие в «Бизнес-премии Москвы-2024» и стала победителем в номинации «Продвижение бренда через PR-активности» от федерального глянца «Авторские проект. Первые лица». А это строчка в резюме, которая выделяет меня на фоне конкурентов.

Вывод: чтобы добиться результата, стоит ходить не на вечеринки, а на серьезные бизнес-тусовки, проводить прямые эфиры в соцсетях с сильными спикерами, расширять связи, участвовать в конкурсах и премиях. 

Время пересборки

Так где искать сегодня этих редких, как белые трюфели, клиентов? В целом, универсального решения нет, потому что нельзя полагаться только на один канал. Нетворкинг не умер, но перестал быть панацеей. HeadHunter — эффективный, но затратный по времени и энергии инструмент. LinkedIn работает на имидж, но также игра в долгую.

Ключ к выживанию — в синергии. Нужно быть везде, использовать все каналы коммуникации одновременно. Потому что в одиночку ни одна платформа не сработает.
Сейчас — время пересборки. Продумайте стратегию, пересмотрите позиционирование, обновите кейсы, автоматизируйте рутину, расширьте экспертизу в digital-инструментах и будьте готовыми к диалогу. Эти шаги не только помогут пройти турбулентность, но и откроют новые ниши в PR будущего.
Фотографии предоставлены Анастасией Грищенко
Читайте также: