Фотобанки и фотостоки в России: проблемы использования западных стоковых медиа

Российская правовая культура в сфере использования изображений и авторского права выходит на новый уровень: год от года все больше компаний, дизайнеров, типографий и издательств обращаются к специализированным площадкам за контентом. Это удобно и защищает от многих правовых рисков. Расскажем, как работают фотобанки и фотостоки в России и в чем проблема использования западных стоковых медиа.
Дмитрий Емельянов
сооснователь и CEO Gelio Media

Как меняется роль фотобанков

За последние годы все больше пользователей стало понимать, что нельзя просто взять «фото из интернета». В договорах стало появляться обязательное условие — обеспечить правовую чистоту контента в проектах, поэтому выросла и значимость фотобанков для получения качественного контента.
«В определенных профессиональных сегментах фотобанки всегда были в ходу. Последние события, которые чуть поменяли положение дел на рынке, — это сокращение присутствия западных фотобанков, а на отдельных ресурсах даже удаление авторов из России. Поэтому российские фотобанки становятся гораздо востребованнее — мы видим это в том числе по нашему опыту в Gelio», — отмечает Слава Степанов — российский фотограф, один из лучших специалистов в России по высотной и промышленной фотосъемке и сооснователь Gelio Media.

Слава
Степанов
российский фотограф, сооснователь Gelio Media

Западные vs российские платформы: культура потребления контента

За счет того что западные стоки появились гораздо раньше, они имели большое преимущество. На Западе давно сформировалась культура в сфере авторского права, потому варианта взять фотографию «в свободном доступе» просто не существует. Пользователю нужен визуал — он обратится в фотобанк. Потому площадки сформировались давно — с большим притоком посетителей и базой качественных фотографий.

Некоторые западные площадки представляют собой микростоки, то есть содержат массу не всегда уникального или не узкоспециализированного контента. Речь идет об абстрактных изображениях — например, фото менеджера компании, который сидит за столом, или фасад какого-то офисного здания.

Наши фотобанки всегда были менее развиты именно из-за того, что пользователи не привыкли покупать контент. Пока трудно сказать, что происходит бурный рост, скорее открылось второе дыхание: на примере собственного фотобанка мы видим, что количество обращений за фотографиями увеличивается каждый год. И это радует.

Трудности перевода: что не так с доступами и форматом

Бесплатные фотостоки действительно существуют, однако условия их лицензий допускают лишь некоммерческое использование либо содержат запреты на отдельные форматы. 

Второй вопрос — ограничение международных платежей, из-за чего компании не могут официально купить лицензию со своего юрлица. Чаще всего фотографии или видео приобретают на иностранную карту сотрудника или дизайнера компании. И тут нужно снова читать лицензию платформы: позволяет ли она использовать контент, купленный таким способом, в корпоративных целях, дает ли это гарантию, что автор не предъявит претензию в будущем. В судебной практике существуют случаи, когда компания приобретала визуальный актив на зарубежном стоке, а затем получала претензию в российском праве, поскольку предстоит доказать легальную связку между лицом, оплатившим лицензию, и компанией, которая этот контент использовала. 
Для заключения корректных лицензий в рамках российского права целесообразно работать с площадками, которые имеют представительство в России или предоставляют услуги через уполномоченных партнеров или агентства.
«Вопрос и в релевантности контента. Если вы ищете изображения, которые уместны для России или для вашей специфики, то с западными стоками возникает проблема. Там сложно найти контент узкой тематики. Если вы хотели поставить стоковую фотографию сотрудников офиса в раздел "наша команда", то иногда даже по их типажам было понятно, что лица "не очень-то наши". Высотных изображений городов или просто парадных фото с достопримечательностями регионов на международных платформах также очень мало. Этот момент когда-то побудил нас к созданию своего фотобанка», — комментирует Слава Степанов.
Ссылка на изображение: https://geliomedia.ru/ekb

Как говорить с аудиторией на понятном языке

У пользователей сформировалась хорошая насмотренность, и стоковые фото сразу заметны. Изображения близких по типажу людей или фото с видами знакомых городов работают значительно лучше. 
Реальный контент вызывает больше доверия у пользователей: люди видят, что компания настоящая. 
Кроме того, в последние годы увеличилось внимание к проектам внутри России: выросли инвестиции в инициативы внутри страны, развивается локальный туризм. Новые проекты, презентации, книги, печатная продукция требуют релевантных фотографий, потому актуальность локального контента в дальнейшем будет только расти.

Новые инструменты, упрощающие поиск и продажу контента

Благодаря стремительному развитию ИИ то, что раньше казалось невозможным, сейчас уже обычное дело. Существует множество групп в социальных сетях, где контент полностью сгенерирован нейросетями. Иногда это выглядит нормально, но чаще такой контент бросается в глаза и кажется нерелевантным по отношению к тематике группы и постам в ней. Но владельцы таких каналов даже умудряются продавать рекламу.

В будущем ИИ сможет частично заменять и дополнять контент, который раньше можно было взять из фотобанков. В первую очередь нейросетевые изображения смогут заменить контент микростоков. В любом случае необходимо обеспечить прозрачность в правовом вопросе, чтобы через время не прилетели претензии от какого-то сервиса или нейросети. Ведь нейросети — это тоже коммерческие проекты, которые заинтересованы в том, чтобы пользователи платили за создание изображений. Потому так важно внимательно изучать лицензии.

С более многообразным контентом ситуация отличается. Например, город, снятый с высоты, сложен для нейросети: повторить реальные очертания улиц, показать конкретные достопримечательности или здания с помощью ИИ пока что нельзя. 
Ссылка на изображение: https://geliomedia.ru/krasnoyarsk
Если мы говорим о релевантном контенте, который вызывает доверие у пользователей и передает нужную смысловую нагрузку, то в этом случае пока востребованы реалистичные фото и видео.
Изображения предоставлены Gelio Media
Читайте также: