Как продвигать бренд с помощью аутентичности

Аутентичность бренда — не просто популярный маркетинговый термин: она влияет на выбор потребителя и его лояльность к бренду. Рассказываем, как с помощью аутентичности (от гр. authentikos подлинный) упаковать бренд для дальнейшего продвижения.
сооснователь и арт-директор коммуникационного агентства МАВ
За пять лет работы агентства мы помогли развить около двухсот проектов и ежедневно общаемся с предпринимателями разных уровней. В какой-то момент стало очевидно: бизнес смещает акцент с количественных показателей на качественные, и правила на рынке начали диктовать сами потребители. А они уже хотят не просто совершить покупку, а ищут открытого и честного диалога. Это же стало очевидно и для нашего клиента — пчеловода и владельца бренда «Нууу мёёд» Андрея Романченко.
Первый раз встретившись с Андреем мы поняли — это наш человек. Пасека, с которой все началось, досталась ему от дедушки, и изначально он не планировал ею заниматься. Но жизненные обстоятельства сложились так, что пришлось оставить работу и заниматься ребенком с ограниченными возможностями. Тогда он занялся пчеловодством и со временем осознал: бренд нужно продвигать и сделать всё, чтобы в будущем передать его детям.

С самого начала мы понимали, что будем работать со специфичным продуктом — мёдом. Наша основная задача, как и задача Андрея, состояла в том, чтобы через упаковку самого бренда поменять восприятие мёда, ведь это продукт не первой необходимости, и его редко покупают. Нужно было попасть в голову клиентов и переключить рубильник с «купим одну банку и забудем» на «мёд всегда есть на нашем столе, хотим ещё».
Тогда мы сделали редизайн бренда с нуля — от нейминга «Нууу мёёд» и маскота (в широком смысле это персонаж-талисман) до разработки смыслов для каждой упаковки. Делимся инструкцией.

ЭТАП 1. Визуальный анализ по рынку и конкурентам

Мы проанализировали все рынки — локальный, региональный, федеральный и международный, чтобы учесть нюансы развития бизнеса. Дизайн во всех проектах разрабатываем «на перспективу», чтобы он долго оставался актуальным по цветам, формам и изображениям. Для этого отслеживаем динамику рынка и выбираем подходящие тренды. Смотрим всё: сайты, соцсети, формы, маскотов, отзывы и т. д.

В случае с мёдом мы увидели, что 98% производителей упаковывают товар в баночки с изображением пчёл и сот и однотипными жёлто-оранжевыми этикетками. Так мы поняли, что можем выделить клиента за счёт непривычной и именно той самой аутентичной упаковки самого продукта.
Сначала мы изучили конкурентов «Нууу мёёд»

Этап 2. Анализ целевой аудитории


Мы проанализировали аудиторию, и помимо заезженных болей, потребностей и мотивов к покупке, учли пользовательский опыт и покупательское поведение, выяснили ценности и идеи, которые откликаются клиентам бренда.

Аудитория бренда «Нууу мёёд» — люди, у которых мёд вызывает ностальгию и добрые воспоминания из детства. Те, кто ценит натуральные продукты и желает найти полезное дополнение к рациону: семьи с детьми, любители ЗОЖ и все, кто ищет вкусный и органический источник энергии и витаминов.

Этап 3. Разработка концепции

Концепция — это результат анализа, а главным образом идея и смыслы, которые лежат в основе проекта и определяют его стиль, характер и настроение. Инструмент, помогающий создать целостный и гармоничный визуал, который будет отражать специфику компании и понятен её клиентам.

Для бренда «Нууу мёёд» были разработаны две концепции, у каждой свой характер, харизма и история. Образом обеих концепций стал сам предприниматель — добрый, любящий своё дело, немного романтичный и заботливый весельчак.

По сердцу пришлась вторая концепция, в основу которой легло наскальное изображение медведя, найденное в Шалоболинской писанице (памятник наскального искусства, расположенный в 8 км к юго-западу от с. Шалоболино Курагинского района Красноярского края. — Прим. ред.). Поскольку нам было важно, чтобы продукт вызывал ностальгию, мы подключили эмоциональный дизайн, и медведь стал маскотом.
Медведь стал маскотом

Этап 4. Нейминг 

Когда определились с концепцией, приступили к разработке имени и легенды, которые откликнутся целевой аудитории. Ведь можно сколько угодно придумывать маскотов, но если не подкрепить их историей, они не будут восприняты покупателями.

Медведь получил имя Куражик, и это придало ему глубины и связи с местом (пасека находится в Курагинском районе Красноярского края, отсюда и имя, — Прим. ред.). Куражик полностью скопировал характер Андрея и стал олицетворением его семьи, любви к пчёлам, детской непосредственности и чувства юмора.

Через Куражика мы обратились к людям — как к детям, так и ко взрослым, чтобы они не забывали, как здорово быть ребёнком в душе, гулять, играть и наслаждаться природой.

Этап 5. Разработка фирменных носителей


Для бренда мы разработали несколько фирменных носителей, но преимущественно упор был сделан на этикетки продукции.

Каждая этикетка — это маленькая история, которую каждый может продолжить по-своему: дети — придумывать приключения Куражика, взрослые — размышлять о нём. Все фирменные носители так или иначе стали нести частичку той территории, где мёд и производится — Курагинский район, Сибирь, тайга с её хвойными лесами, цветы и пчёлы.

Эти истории о совместном времяпрепровождении родителей и детей, когда они вместе пьют чай, смотрят на этикетку и, придумывая, делятся друг с другом рассказами о Куражике. Именно такие моменты и эмоции мы передали через дизайн и образ маскота.
Упор был сделан на этикетки продукции
За время сотрудничества мы очень подружились с Андреем, и это неудивительно, ведь он с такой страстью и любовью говорил о пчёлах-труженицах и развитии пасеки. Такой подход — редкость среди предпринимателей, а он нам очень близок.
Так и происходит продвижение бренда через аутентичность. После редизайна бренда количество продаж увеличилось на 25%, а узнаваемость бренда «Нууу мёёд» выросла так, что к Андрею стали приходить государственные заказы.

Несколько рекомендаций тем, кто продвигает аналогичный бизнес

Наш опыт подсказывает, что стоит учесть следующие моменты:
1
Обратите внимание на упаковку и представленность. Анализируйте конкурентов и логотипы успешных брендов, которые работают дольше. Это поможет избежать проблем в будущем, даже если ваши клиенты сейчас этого не заметят.
2
Задумайтесь о нейминге. Он должен отражать вашу деятельность и ценности. Нейминг — это не просто красивое слово, а результат анализа вашей аудитории и рынка.
3
Зарегистрируйте товарный знак. Если планируете долгосрочную работу, зарегистрируйте свой бренд. Это поможет избежать проблем, если кто-то другой захочет использовать ваше название.
4
Избегайте шаблонности. Изучайте лучшие практики не только в своей нише, но и в других отраслях. Анализируйте, как можно адаптировать успешные элементы к вашему бизнесу, будь то упаковка или подход в социальных сетях.
5
Постоянно анализируйте. Успех в бизнесе требует анализа как рабочих, так и нерабочих стратегий, рисков и перспектив. Это ключ к развитию и адаптации на рынке.
Фото предоставлены коммуникационным агентством МАВ
Читайте также: