Как применять архетипы в личном брендинге
Автор статьи:
Алина Адт — виртуоз архетипов, брендмейкер, автор множества курсов по архетипам и распаковке личности

В личном брендинге нам нужно сделать так, чтобы аудитория мгновенно и без нашего участия отвечала на вопрос «Кто вы?». Непростая задача с учетом того, что на этот вопрос сами себе мы порой отвечаем всю жизнь.

Решение — в самом нашем мышлении: мы сопоставляем образ с тем, что нам известно, в духе «на что это похоже?». Эту схожесть нам помогают найти архетипы — универсальные, врожденно унаследованные образы и темы, встречающиеся в мифах и искусстве разных стран мира. Они мгновенно узнаваемы и вызывают глубокие эмоциональные реакции, притягивают нас и никогда не надоедают. Поэтому архетипы используются для создания мощного и запоминающегося имиджа или брендов.

В брендинге, для того чтобы создать целостный публичный образ, мы используем 12 основных архетипов: Идеалист, Искатель, Мудрец, Герой, Бунтарь, Маг, Сосед, Влюбленный, Шут, Хранитель, Создатель, Правитель.

Но далеко не всегда имидж строит бренд-стратег. Часто человек действует согласно своему чутью и видению — и образ складывается сам собой в случае, если человек обладает природной харизмой или фокусом своей «миссии».
Как архетипы проявляются у харизматичных людей?
Архетипы «говорят» через них. Задача здесь — увидеть целостную картинку и иерархию образов.
Например, фотограф Александра Бодрова, проводник в ню-фотографию, создала проект
о женщине и для женщин.

Big Flow — это поддерживающее женское комьюнити и множество курсов и проектов для фотографов. Все, что она делает, прописано чувственностью в каждом нюансе. Чувственное восприятие — это вселенная архетипа Влюбленный. И он у Саши читается не только в ее нише ню-фотографии, но и через глубину
и искренность ее слов, взгляд на мир, с чем можно познакомиться в ее соцсетях. Разумеется, через Сашу говорят еще несколько архетипов, но первый и самый яркий, конечно, архетип Влюбленный.

Сергей Бубновский — главный по болям в спине.

Он известен не только конкретными методиками решения проблем со здоровьем, но и глубокой верой в то, что каждый человек сможет победить свой недуг. Одна из участниц моего курса назвала его «российский крепкий орешек». Это и есть работа архетипа. Крепкий орешек, конечно,
из вселенной архетипа Герой.
архетипы в личном брендинге
*видеоблогер Илья Варламов признан иноагентом
Илья Варламов (признан иноагентом), который не сидит в одном городе дольше трех дней и постоянно исследует новые территории, — яркий пример архетипа Искатель. Логично, что при таком багаже личной экспертности Варламов создал авторские путеводители — типичное выражение архетипа Искатель в продуктовой линейке личного бренда. Второй архетип здесь — Сосед, а это уже простой парень. Отсюда «рассказываю, как живут простые люди». В видео Ильи Варламова заметно, что он ненавидит лакшери, а в дубайских ТЦ чувствует себя неуютно: все это очень типично для архетипа Друг.

Каждый архетип представляет собой систему базовых ключевых образов и сюжетов, 12 самостоятельных вселенных. В работе с личным брендом наша задача найти эти образы
и сюжеты, выявив их в конкретном человеке.
Как это выглядит на практике?
Разумеется, в личном брендинге мы практически никогда не используем один архетип, а также разные архетипы по отдельности. Я назвала это архетипический синтез: мы соединяем основные архетипы личности в единый образ идентичности. Это требует и личной истории, и детального понимания мира каждого архетипа, и креатива, и стратегического видения с учетом продукта эксперта, ниши и ситуации на рынке.

Попробуем упростить этот сложный процесс до общих этапов:

  1. Определите свой основной архетип: проанализируйте личные качества, ценности и миссию. Выберите тот, который наилучшим образом отражает вашу сущность и то, какую роль вы хотите занять в своей нише. Например, вы Влюбленный. И вы серийный предприниматель в цветочном бизнесе и ментор.

  2. Определите вторичный архетип или несколько: поскольку в личном брендинге всегда встает вопрос соцсетей, сториз и регулярности контента, нам нужно выделить, кто вы еще, кроме Влюбленного. Потому что убедительный личный бренд потребует от вас естественности проявления, и нужно понять, какие еще качества вы проявляете автоматически: в речи, поведении и т. д. Ведь цель стратега в работе с архетипами — не надеть на человека саркофаг, заковав его в стальную маску, а дать опору в трансляции себя. Так, изучив привычное поведение, вы выходите на дополнительные архетипы — например, Идеалист.

  3. Архетипический синтез. Таким образом вы получите 2—3 ключевых архетипа, которые транслируете и которыми запоминаетесь другим. Вместе вы для них «вдохновительница» или еще множество разных вариантов. Это тонкие вещи, но в целом процесс выглядит именно так. В качестве примера такого решения для личного бренда, можно привести наш проект для Cелены Рай.
Среди большого количества логотипов был выбран вариант, в котором читается белая птица, цветок и рука. Имя Селена Рай тоже из семантического поля чистоты, красоты и нежности, как сама Селена. Все это заземлено на твердую экспертность в европейском бизнесе, но без «пиджачных» образов. Ведь у нас не архетип Правитель, а вдохновляющий наставник в самом женственном бизнесе, потрясающе красивая женщина и мать троих детей.

4. Интегрируйте ваши архетипы во все точки взаимодействия: визуальный стиль, стиль коммуникации, стратегию контента, обязательно в ваш продукт. То есть везде. В случае с Селеной Рай пример такой интеграции — #businessbutheartfirst: у Селены везде любовь на первом месте. Или, например, Хранитель Сати Казановой делает открытки с посланиями для гостей ее концертов. А как можете выразить себя вы?

5. Проверьте, считывается ли ваша общая канва, или все «разъехалось»: дизайнер решил создать дизайн в чувственном стиле вамп (потерял Идеалиста), а СММ-специалист продвигает вас с громкими лозунгами «Мои клиенты пробивают потолок за одну консультацию!» (от Героя). Если второе, вернитесь к предыдущему шагу.
В работе с архетипами очень важно помнить, что архетипы — миры, а не шаблон. Иначе есть опасность уйти в клише: рисовать щит на логотипе каждого Героя, заставлять эксперта повсюду носить воздушные шары, если он Шут, и натягивать на всех Магов черный капюшон. Это работать не будет, потому что в создании образа мы не натягиваем архетип на эксперта, а пропускаем через него и его деятельность, получая на выходе каждый раз нечто уникальное.

Тест на архетипы бренда: https://alinaadt.ru/archetypes
Telegram-канал эксперта: «Алина Адт: архетипы и брендмагия»