#аудит_стратегия

Как раскрыть потенциал и преодолеть внутренние ограничения. Советы психолога

Автор: Оксана Васько, life -коуч, мотивационный тренер, психолог
Как раскрыть личный и профессиональный потенциал, найти собственные уникальные черты?
Мы все в той или иной степени обладаем неким потенциалом (будь то профессиональный или личный), который может раскрыться при условии, что у человека есть цель и желание этой цели достигнуть, приложив к ее реализации все необходимые усилия. Очень важно здесь соблюдение обоих условий. Недостаточно иметь просто желание что-то сделать или поставить цель и не делать при этом никаких шагов на пути к ней, нужно обязательно и то, и другое.

Зачастую на психологической консультации приходится слышать от клиентов о бесцельном проживании жизни. Если перевести их речь в текст, то получится примерно следующее: «Я не знаю, чего я хочу!» На самом деле, все мы знаем, что хотим. Мы лукавим, когда говорим, что не знаем, ведь все мы — «люди, которые играют в игры».

Приведу банальный пример: «Когда вы хотите в туалет, вы точно это знаете. Здесь не надо ничего выдумывать и уходить в сторону, вы будете искать туалет со скоростью света, если, как говорится „приперло“, идя на всевозможные ухищрения». Представьте только ответ в случае с туалетом, который мы обычно даем, если не делаем ничего для достижения поставленных целей: «Я не сходил в туалет, потому что у меня не было денег», или: «Я не дошел до туалета, потому что не было времени, у меня двое маленьких детей, да и шеф на работе накричал». Согласитесь, что получается какая-то несусветица. Из примера с туалетом видно, что если человеку очень надо, то, значит, надо и точка.

Итак, вы выбираете цель. Она может быть краткосрочной или долгосрочной. Если сложно поначалу определиться, то можно подсмотреть за кем-нибудь (например, ваша подруга шьет платья, или друг участвует в марафоне «I love running») или вспомнить, чего хотелось в детстве, но почему-то так до сих пор и не реализовано. Цель, на самом деле, — это не так сложно, как кажется на первый взгляд: как правило, краткосрочные цели есть у всех, как то: похудеть, купить новую машину, выучить английский язык, отдохнуть на Бали и т. д.

Дальше вы прописываете сроки и этапы достижения этой цели. Необходимо разбить всю цель на промежуточные ступени. Заведите обязательно «Дневник успеха» и записывайте в него каждый день то, что удалось сделать сегодня для достижения своей цели и что можете еще сделать в будущем. Таким образом, у вас будут не только конкретные результаты вашей деятельности, но и видимые рабочие «инструменты», то есть потенциал. Напомню, что потенциал — это источник, который во всех нас есть, но он мобилизуется только тогда, когда в нем есть реальная необходимость. А необходимость всегда наступает, когда мы к чему -то стремимся. В какой -то момент ваш личный потенциал станет потенциалом профессиональным, и в дальнейшем вы сможете использовать его в качестве подспорья для реализации других более амбициозных целей.
Какие существуют внутренние ограничивающие факторы и барьеры при работе над личным брендом? Как их преодолевать?
Что такое «личный бренд»? Личный бренд — это, с психологической точки зрения, открытое заявление о себе; вы становитесь видимым для общества, на вас начинают обращать внимание, вы — центр обожания и мишень для сливания всеобщего негатива (у славы всегда две стороны медали, не забывайте об этом), так как обязательно найдется тот, кто за счет вашей известности захочет самоутвердиться.

На самом деле, не каждый к этому готов и далеко не каждый может не то, что принять, а просто примерить новую роль. Это во многом зависит от уверенности в собственных силах и в деле, которое вы делаете. Если человек знает, что он хочет и уверен в своей «правоте», он достаточно легко выстраивает «личный бренд» и вскоре выходит на уровень эксперта. Но уверенных в себе людей, прямо скажем, мало, иначе рынок бы уже раздулся от личностей экспертов.

Уверенность человека связана с двумя аспектами:1) любовью и 2) стратегией. В первом случае речь идет о любви, которую дают ребенку родители. Если человека в детстве (как правило, до 7 лет) любили ровно столько, сколько ему требовалось, он в любой сфере будет счастлив и уверен в том, что он делает. Если же любви не додали, человек будет постоянно опираться на мнение «большинства» и боятся делать какие-либо шаги без внешнего одобрения. Как от этого избавиться?! Наиболее эффективным методом борьбы с неуверенностью в себе является посещение психотерапевта и проработка с ним проблем, которые встают на пути к лучшей жизни.

Что касается выбранной стратегии. Их, на самом деле, две: стратегия достижения успеха и стратегия избегания неудач. В первом случае ребенку с детства говорят: «Если ты прямо сейчас сделаешь домашнее задание, мы пойдем кататься на каруселях», во втором: «Если ты не будешь высовываться, то никто тебя не тронет». Чувствуете разницу?! «Сделай и получи» или «не делай и не получишь»! Бороться со второй стратегией сложно, но можно. Для этого понадобится высокая осознанность проживания каждого момента.

Необходимо научится отслеживать, когда в работу включается негативная стратегия (она называется в психологии «установка») и переформулировать ее в позитивном ключе. Например: «У меня не получится сдать на права, я — неудачник, у меня никогда ничего не выходит». Переформулировка: «Я всё сдам, я так долго занимался, что сейчас езжу как настоящий профессионал. И потом мне всегда во всем везет». Это на профессиональном языке называется «позитивная аффирмация», которая за счет частого повторения проваливается в конце концов в бессознательное и становится вашей новой (удачливой) установкой.
Какие личные особенности препятствуют публичному проявлению себя? Как с ними работать, чтобы персональный бренд был комфортен и не противоречил личности?
Личностные особенности — это то, что является глубинным и врожденным, например, темперамент, мотивы поведения, ценности, убеждения и т. д. Именно эти особенности влияют на выбор профессии, партнера, окружения, хобби и стратегию поведения индивида.

Все ли могут быть «публичной личностью»? Нет, не все, и это надо просто принять как должное, как бы вам ни не хотелось этого. Надо обладать определенными характеристиками (чертами характера), чтобы без вреда для собственного психологического здоровья быть «у всех на виду» 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Не у всех же, согласитесь, есть слух и не стоит расстраиваться по поводу того, что вы никогда не сможете, например, спеть партию «Аиды» в Большом, зато вы, может, рисуете лучше Пикассо или забиваете голы во врата противника за доли секунды.

Но если вы вдруг, несмотря на природную скромность, зажатость и интровертированность, во что бы то ни стало хотите стать «кумиром молодежи» и считаете, что каждый способен быть «публичной личностью», то тогда надо найти комфортный для себя способ проявления в обществе и самовыражения. Если, допустим, вам тяжело сразу выступать перед большой аудиторией от 100 человек и выше, вы можете начать с маленькой группы из 5 человек, напирая на индивидуальный подход к участникам, или просто писать посты в социальные сети и статьи в профильные издания. Мелькать вы все равно будете, но, может, не так ярко как «громкие ораторы».
Приведите примеры действенных практик, помогающих преодолеть собственные внутренние зажимы?
На самом деле универсальных практик для преодолевания зажимов нет. Мы все слишком индивидуальны и вылечить нас от страхов одной универсальной пилюлей никак нельзя. Кому-то помогают медитации, кто-то в стрессовых ситуациях применяет дыхательные практики. Очень помогает спорт — упражнения активизируют всё тело и помогают расслабиться мышцам.Лично я, когда чувствую в теле напряжение, пытаюсь представить все возможные варианты развития событий (лучше их прописать). Это очень помогает. Когда ты знаешь, допустим, 5 вариантов финала, то «накал» в теле убирается сам собой. Ведь напрягаемся мы чаще всего из-за страха неизвестности, мы со скоростью света придумываем в своей голове возможные ситуация развития события (как правило, они очень фантастические, но своей верой в их возможную реализацию мы притягиваем негатив в свою жизнь).
Какие инструменты могут помочь донести до людей то, что хочется с точки зрения психологии? Как быстро подстраиваться под аудиторию?
Это прозвучит банально, но искренность и честность спикера — это, пожалуй, лучшие инструменты для плодотворного общения с аудиторией. Люди всегда чувствуют, если их обманывают, даже если их уровень интеллектуальности развития гораздо ниже, чем у говорящего.

Конечно, если вы работаете на краткосрочную перспективу, то можно и подурить голову публике, но разве единоразовая прибыль — это тот результат, к которому стремится человек, выстраивающий личный бренд?!

Существует множество способов подстройки под аудиторию, большинство из которых описано в книгах по ораторскому мастерству, но мой личный совет как психолога прозвучит так: будьте, прежде всего, человеком со своей аудиторией, а не «говорящей головой» за трибуной. Важно говорить с публикой о своих чувствах, переживаниях, эмоциях, спрашивать их совета, просить обратную связь, задавать вопросы людям из зала.
Будьте friendly с людьми по другую сторону «баррикад», ведь вы «одной крови», даже если они конкретно сейчас не на вашей стороне.
Другие статьи по хэштегу #аудит_стратегия